Мостовский районный исполнительный комитет
Коммунальное производственное унитарное предприятие
МОСТОВСКАЯ СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
17 сентября – День народного единства
Материалы подготовлены
Академией управления при Президенте Республики Беларусь
на основе сведений Национальной академии наук Беларуси,
материалов БелТА, «СБ. Беларусь сегодня»
Суверенитет – это ключевой атрибут государства. Его утрата фактически означает полную «несостоятельность» государственной власти, неспособность национальных институтов осуществлять внутреннюю и внешнюю политику без вмешательства извне.
Суверенитет нашей страны буквально выстрадан, завоеван ценой жизней миллионов людей. В преодолении тяжелых испытаний наиболее ярко проявились мужество и патриотизм белорусов, готовность отдать жизнь, но не встать на колени, не покориться. Эти черты характера и сегодня присущи белорусскому народу. Не дают им исчезнуть не только память о подвигах наших предков, но и те многочисленные вызовы, с которыми приходится сталкиваться нашему молодому государству. «Сегодня Беларусь держит удар во всех сферах жизни: политической, дипломатической, информационной, общественной, на уровне военных угроз, в сфере исторической политики», – заявил А.Г.Лукашенко 30 июля 2021 г. на встрече с активом местной вертикали по актуальным вопросам общественно-политической обстановки. «Кто-то очень хочет, чтобы белорусы навсегда утратили свою идентичность и завершили путь как нация, растворились в глобальном мире», – сказал Глава государства.
Ключевой фактор сохранения и укрепления суверенитета и независимости страны – единство народа. Поэтому закономерно, что 2021 год объявлен Президентом Республики Беларусь Годом народного единства.
Тема единства белорусского народа получила свое развитие и в ходе VI Всебелорусского народного собрания. На высшем уровне было поддержано предложение делегатов об учреждении Дня народного единства.
Учитывая, что дата 17 сентября 1939 г. является символом восстановления исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделенного против его воли в 1921 г. по условиям Рижского мирного договора, и навсегда закрепилась в национальной исторической традиции, Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2021 № 206 в нашей стране учрежден государственный праздник − День народного единства, который будет отмечаться ежегодно, 17 сентября.
Сегодня, по прошествии стольких лет, можно с уверенностью сказать, что главная сила, которая обеспечила воссоединение западных и восточных белорусов – это идущее из глубины народной души стремление достойно жить в едином сильном государстве. Единство – это надежный щит нации, готовой сплотиться в трудный момент, залог стабильности и основа для дальнейшего развития.
Разделение белорусского народа в результате Рижского мирного договора 1921 г. и нахождение Западной Беларуси в составе Польши
В первой половине ХХ в. белорусский народ познал трагедию национального разъединения, когда западные белорусские земли, на которых проживало 3,4 млн наших соотечественников, на восемнадцать лет оказались включены в состав Польши.
Это разъединение произошло 18 марта 1921 г., когда в Риге был заключен мирный договор, подписанный делегациями Польши, РСФСР и УССР без участия делегации Беларуси. Белорусская нация и ее этническая территория после Рижского мирного договора оказались разделенными на части. Советско-польская граница была определена произвольно по случайно составленной конфигурации линии фронта и никакого другого обоснования не имела. Получив половину Беларуси и четверть Украины, воспринимая эти территории как предназначенные для полонизации «дикие окраины», Польша стала государством, в котором поляки составляли только 64% населения.
Договор был антибелорусским по сути, не соответствовал национальным интересам белорусского народа. Юридически он закреплял независимость Социалистической Советской Республики Беларуси и давал определенные гарантии белорусам для организации национально-культурной жизни в составе польского государства. Однако польские правительственные круги не думали о выполнении положений договора.
Территории Западной Беларуси назывались северо-восточной окраиной польского государства («крэсы всходне»). Уже в самом наименовании данной территории сквозит идея непризнания права белорусов на самоопределение.
Суть внутренней политики польских властей в межвоенный период можно определить как «Польша для поляков». По отношению к национальным меньшинствам попирались не только статьи Рижского мирного договора и Версальского трактата, но и польская Конституция.
Объективный анализ документальных источников свидетельствует, что в Польше проводилась последовательная, наступательная и бескомпромиссная ассимиляторская политика, которая осуществлялась методами экономической, политической, идеологической и культурно-просветительской дискриминации национальных меньшинств, а также с помощью репрессий и преследований.
Западная Беларусь являлась отсталым аграрно-сырьевым регионом польского государства. Это отрицательно сказывалось на положении населения, что особенно ярко проявилось в период мирового экономического кризиса 1929–1933 годов. В наиболее тяжелом положении оказалась западнобелорусская деревня, где проживало подавляющее большинство населения края. Крестьяне страдали от безземелья, перенаселенности деревни и налогового бремени. В городах из-за спада в промышленности росла безработица. Социальная напряженность дополнялась национально-правовым гнетом.
Аграрная политика польских властей была подчинена в первую очередь задаче всемерного упрочения и усиления «польского начала» в жизни края. Это предопределило ставку государства в западнобелорусской деревне на «польский элемент» (помещиков, военных колонистов-осадников и сельскую буржуазию католического вероисповедания). Проводившиеся реформы не разрешили аграрный вопрос в пользу безземельных и малоземельных крестьян, составлявших большинство сельского населения края – наоборот, они еще больше обострили земельный голод.
Польские власти проводили в Западной Беларуси политику, направленную на уничтожение этнокультурной самобытности белорусского народа. Особенно это отчетливо проявилось в образовательной сфере. Так, если в начале 1920-х годов в Западной Беларуси функционировали 2 белорусские учительские семинарии, 8 белорусских гимназий и около 400 начальных белорусских школ, то в 1938/1939 учебном году не осталось ни одной белорусской школы. Если к 1941 г., в БССР насчитывалось 25 высших учебных заведений и около 20 тыс. студентов, то об открытии вузов в Западной Беларуси не могло быть и речи. Белорусским организациям, осуществлявшим культурно-просветительскую деятельность, польскими властями чинились постоянные препятствия, к 1939 г. большинство из них были ликвидированы.
При этом к концу 1930-х годов польские власти так и не смогли обеспечить обещанного всеобщего начального обучения, серьезных сдвигов в решении проблемы неграмотности. Во многих местностях Западной Беларуси, особенно на Полесье, продолжали существовать «бесшкольные округа». Всего на западнобелорусских землях в 1938/1939 учебном году не посещали школу более 100 тыс. детей.
Польская политика ассимиляции сводилась к триаде: местное население должно было думать по-польски, учиться по-польски и в духе польской государственности. Господствовало мнение о белорусах как о «пассивной массе» без «собственных государственных традиций».
Совершенно другая ситуация складывалась в жизни белорусского общества в советском государстве. С образованием 31 декабря 1922 г. СССР, одной из республик-основательниц которого стала ССРБ, сформировались благоприятные условия для практического решения проблемы возвращения восточных белорусских этнических земель. Так, в результате двух укрупнений, проведенных в 1924 и 1926 годах, в состав БССР были включены белорусские районы Витебской, Гомельской и Смоленской губерний. Тем самым созданы условия для экономического, социального и культурного развития белорусского народа и его государственности. Однако до полного восстановления целостности белорусского народа эту работу нельзя было назвать завершенной.
Договор о ненападении между Германией и СССР
Инициативы Советского Союза по созданию системы коллективной безопасности на европейском континенте не нашли взаимопонимания и поддержки со стороны правящих кругов Великобритании, Франции и Польши, которые стремились достичь своей безопасности за счет советского государства, направляя агрессию нацистской Германии и ее сателлитов на Восток.
Кстати в 1933 г. Польша стала вторым государством (после Ватикана), которое официально признало нацистский рейх, обеспечив ему таким образом поддержку на международном уровне.
Таблица
Договоры с нацистской Германией
Дата |
Страна, договор |
1933 – 15 июля |
Великобритания, Франция, Италия – пакт четырёх |
1934 – 26 января |
Польша – пакт Гитлера – Пилсудского |
1935 – 22 апреля |
Великобритания – морское соглашение |
1936 – 25 ноября |
Япония – антикоминтерновский пакт |
1938 – 30 сентября |
Великобритания – декларация о ненападении |
1938 – 6 декабря |
Франция – декларация о ненападении |
1939 – 23 марта |
Румыния – экономическое соглашение |
1939 – 22 марта |
Литва – договор о ненападении |
1939 – 22 мая |
Италия – пакт о союзе и дружбе |
1939 – 31 мая |
Дания – договор о ненападении |
1939 – 7 июня |
Эстония – договор о ненападении |
1939 – 7 июня |
Латвия – договор о ненападении |
1939 – 23 августа |
СССР – договор о ненападении |
Договор о ненападении между СССР и Германией был последним в череде подобных договоров, подписанных между Германией и другими европейскими странами.
Достигнутые договоренности между Германией и Советским Союзом не делали их союзниками ни формально, ни фактически.
Германо-советский договор не представлял собой ничего экстраординарного с точки зрения политической практики и морали того времени, особенно если его сравнить с Мюнхенским пактом 1938 г. Следует отметить, что еще за год до заключения 23 августа 1939 г. договора о ненападении между Германией и СССР и секретного дополнительного протокола к нему имелось секретное соглашение между Германией и Польшей о разделе Чехословакии: Цешинская область должна была отойти к Польше после того, как германские армии займут Судетскую область. В конце известного совещания в Мюнхене 27 сентября 1938 г. Германия и Польша договорились о «демаркационной линии» на случай, если начнутся военные действия. В результате Польша получила Цешинскую область Чехословакии.
Еще 28 апреля 1939 г. Германия аннулировала договор с Польшей о ненападении, а германский генштаб приступил к заключительному этапу разработки плана «Вайс» – захвату Польши. Главнокомандующий германскими сухопутными силами генерал В.Браухич 15 июня подписал директиву о нападении на Польшу, а 22 августа 1939 г. А.Гитлер отдал распоряжение о том, что прежде всего будет разгромлена Польша. Эти указания прозвучали, когда И.Риббентроп еще не прибыл в Москву для заключения договора. Известно, что задолго до его подписания И.Сталин был проинформирован германским руководством о том, что 1 сентября 1939 г. Германия начнет военную кампанию против Польши, независимо от факта заключения с СССР межгосударственного соглашения. Судьба польского государства была предопределена до подписания германо-советского договора.
Освободительный поход Красной Армии в сентябре 1939 г. и включение Западной Беларуси в состав БССР
1 сентября 1939 г. германские войска перешли границу Польши. Началась Вторая мировая война. Правительство и военное командование Польши оказались не в силах противостоять военной машине Германии.
Советское правительство занимало выжидательную позицию, несмотря на попытки Германии втянуть Советский Союз в войну против Польши. Германское руководство в первые сентябрьские дни неоднократно напоминало и даже требовало от Советского Союза решительных действий. 10 сентября В.Молотов заявил германскому послу, что советское правительство должно убедиться в том, что Польша распалась, и тогда оно придет на помощь белорусам и украинцам. Таким образом, Германии дали понять, что для СССР главное – не военные действия, а возвращение белорусских и украинских территорий.
Лишь 16 сентября в частях Красной Армии Белорусского фронта был зачитан приказ о выступлении 17 сентября в освободительный поход на запад. В приказе подчеркивалась освободительная миссия советских войск, которые должны оказать срочную помощь украинским и белорусским рабочим, чтобы спасти их и взять под защиту от врага. Советским войскам было запрещено бомбить и обстреливать из пушек населенные пункты. Требовалось проявлять лояльное отношение к польским военнослужащим, если они не будут оказывать вооруженного сопротивления.
СССР не объявлял войны Польше. Правительство Польши тоже признало, что состояния войны с Советским Союзом нет. Поэтому в своем приказе польским войскам маршал Э.Рыдз-Смиглый 17 сентября подчеркивал: «С Советами не воевать, только в случае натиска с их стороны или попыток разоружения наших частей... Войска, к которым подошли Советы, должны вступать с ними в переговоры в целях выхода гарнизонов в Румынию или Венгрию».
Большинство белорусского населения края воспринимало тогдашние события как акт исторической справедливости, встречало Красную Армию как избавительницу от национального гнета цветами и хлебом-солью. В городах и деревнях собирались многолюдные митинги, на которых рабочие и крестьяне приветствовали своих освободителей. Свидетель сентябрьских событий 1939 г., народный поэт Беларуси М.Танк спустя полвека говорил, что «никаким сводкам, реляциям, более поздним свидетельствам историков не под силу передать тот энтузиазм и радость, с какими трудящиеся Западной Беларуси встречали весть о воссоединении».
С продвижением Красной Армии в западнобелорусских городах и деревнях началось формирование новой системы власти. Уже 19 сентября командующий Белорусским фронтом М.Ковалев отдал приказ, призывающий местное население создавать органы советской власти.
Опираясь на поддержку большей части населения, временные управления и крестьянские комитеты устанавливали новый порядок.
Уже в конце сентября – октябре в Белостокскую, Вилейскую, Полесскую и Новогрудскую области Западной Беларуси из восточных областей БССР было командировано около 3 тыс. партийных работников, в том числе и более 1 тыс. комсомольцев. Главная задача, которую поставили перед ними, – организация выборов в Народное Собрание Западной Беларуси.
Именно Народному Собранию предстояло решить судьбу освобожденных земель.
Днем выборов в Народное собрание было определено воскресенье, 22 октября 1939 г. Выборы проводились на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Правом выбора в Народное собрание пользовались все граждане мужского и женского пола, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности. По сравнению с польским избирательным законом 1935 г., выборы в Народное собрание носили куда более демократический характер.
Для проведения выборов в Западной Беларуси было создано 929 округов из расчета 5 тыс. избирателей на округ. Выборы в Народное собрание Западной Беларуси проводились при чрезвычайно высокой активности населения края. С юридической точки зрения это был всенародный плебисцит.
В выборах 22 октября 1939 г. из общего количества 2 763 191 избирателя в голосовании участвовали 96,71%. За выдвинутых кандидатов проголосовали 90,7% избирателей.
Работа собрания началась 28 октября 1939 г. в Белостоке. Присутствовали все избранные депутаты. Среди них было: 563 крестьянина, 197 рабочих, 12 представителей интеллигенции, 29 служащих, 25 кустарей, по национальному составу – 621 белорус, 127 поляков, 72 еврея, 53 украинца, 43 русских и 10 представителей других национальностей. Как видно, состав депутатовотражалисторическисложившуюся социальнуюи национальнуюструктурунаселения края.
В единогласно принятой Декларации о государственной власти подчеркивалось, что «Беларускі народны сход, які выказвае непахісную волю і жаданне народаў Заходняй Беларусі, абвяшчае на ўсей тэрыторыі Заходняй Беларусі ўстанаўленне Савецкай улады». Также 29 октября 1939 г. единогласно были приняты Декларация о вхождении Западной Беларуси в состав БССР, где подчеркивалось, что воля белорусского народа является высшим законом, и постановлялось: «Прасіць Вярхоўны Савет Саюза Савецкіх Сацыялістычных Рэспублік прыняць Заходнюю Беларусь у склад Савецкага Саюза і Беларускай Савецкай Сацыялістычнай Рэспублікі, з’яднаць беларускі народ у адзіную дзяржаву і пакласці тым самым канец раз’яднанню беларускага народа», Декларация о конфискации помещичьих земель, Декларация о национализации банков и крупной промышленности.
На последнем заседании 30 октября Народное собрание выбрало полномочную комиссию из 66 человек для поездки в Москву, чтобы передать решение относительно вступления Западной Беларуси в состав СССР. Процесс юридически-правового оформления факта вхождения Западной Беларуси в состав Советского Союза был завершен решениями внеочередной 5-й сессии Верховного Совета СССР 2 ноября и
3-й внеочередной сессии Верховного Совета БССР 14 ноября 1939 г.
Эти исторические события восстановили территориальную целостность республики и объединили белорусский народ, увеличив почти вдвое территорию и население страны. На западнобелорусских землях были созданы Барановичская, Белостокская, Брестская, Вилейская и Пинская области.
За короткий отрезок времени были проведены значительные социально-экономические преобразования в интересах большинства населения.
Если в 1938 г. в западных областях Беларуси было лишь около 80 больниц и около 1000 врачей, то в конце 1940 г. здесь имелось 243 больницы и родильных дома, 207 поликлиник и амбулаторий, в медицинских учреждениях работало 1755 врачей и 5585 медицинских работников среднего звена.
Если в 1937/1938 учебном году в Западной Беларуси действовало около 4670 школ, в которых обучение происходило на польском языке, то в 1940/1941 учебном году уже работало 5959 школ, причем более 4500 из них вели обучение на белорусском языке, а остальные – на русском, польском, еврейском и литовском языках. В начале 1941 г. около 170 тыс. взрослых посещали школы по ликвидации неграмотности.
В западных областях БССР были открыты 5 высших учебных заведений и 25 средних специальных. Открылись 5 театров, действовали 220 библиотек и 211 киноустановок.
Началось строительство новых фабрик и заводов. Оборудование для них завозилось из России, Украины и восточных областей БССР. В конце 1940 г. в западных областях действовали 392 промышленных предприятия, на которых было занято около 40 тыс. рабочих.
Историческое значение воссоединения белорусского народа, современные оценки значимости данного события
Воссоединение Западной Беларуси с БССР имеет большое историческое значение для белорусов. Перед рабочими, крестьянами и интеллигенцией западных областей открылись перспективы развития хозяйственной жизни, науки, культуры, созидательной работы в едином государстве на благо всего белорусского народа. Создавались новые отрасли промышленности: машиностроительная, химическая, электронная, текстильная. Постепенно улучшалось и сельское хозяйство. Опираясь на экономический и научно-технический потенциал всей страны, западнобелорусский регион после воссоединения сделал значительный шаг в социально-экономическом развитии и осуществлении культурных преобразований.
Воссоединение Западной Беларуси с БССР, как и Западной Украины с УССР, положительно повлияло на ход мировой истории. Оно позволило сорвать гитлеровский блицкриг летом 1941 г. и стало одним из важных факторов разгрома Германии и ее союзников. Этот исторический акт соответствовал интересам большинства населения края, предотвратил угрозу полонизации и ассимиляции белорусов, способствовал консолидации белорусской нации. Осенью 1939 г. территория Беларуси вновь обрела целостность, вернулась в русло вековой исторической традиции. С этого времени национальное единство явилось важнейшей предпосылкой для стремительного национально-государственного развития, общего поступательного движения к прогрессу.
Воссоединение Западной Беларуси с БССР является событием непреходящей социально-политической значимости для исторической судьбы белорусского народа, укрепления белорусской государственности. Это событие оценивается в белорусской историографии неизменно в позитивном ключе, трактуется в созидательном русле.
Для Беларуси и белорусского народа воссоединение – это акт исторической справедливости, одно из важнейших общественно-политических, социально-экономических, этнонациональных и культурных событий XX столетия.
Изначально Народное собрание Западной Беларуси объявило 17 сентября Днем освобождения трудящихся Западной Беларуси от гнета буржуазии и помещиков. Именно в таком качестве этот день и был торжественно и широко отпразднован в 1940 г. в БССР.
После Великой Отечественной войны 1941–1945 годов день 17 сентября в последний раз на общесоюзном уровне был отпразднован в 1949 г. После этого он отмечался в Белорусской ССР неофициально и максимально скромно. Обусловлено это было тем, что центральное советское руководство не считало оправданным лишний раз обижать ставшую важным политическим, экономическим и военным союзником СССР Польскую Народную Республику и бередить раны польской исторической памяти. Ненормальность создавшегося положения отметили ветераны Коммунистической партии Западной Беларуси, и поэтому 22 сентября 1989 г. на рассмотрение ЦК КПБ было вынесено предложение об установлении в БССР общественно-политического праздника – Дня воссоединения Западной Беларуси с Белорусской ССР.
В результате Президиум Верховного Совета Белорусской ССР объявил 14 ноября Днем воссоединения Западной Беларуси с Белорусской ССР – именно тогда в 1939 г. был принят соответствующий закон. Однако с развалом СССР эта дата тоже перестала отмечаться.
Мероприятия по подготовке и празднованию
в 2021 г. Дня народного единства
В соответствии с Планом мероприятий по празднованию в 2021 г. Дня народного единства, утвержденным Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь 26 августа 2021 г., в сентябре во всех регионах нашей страны была проведена широкомасштабная подготовка к празднованию этой знаменательной в истории белорусского народа даты.
В реализации Плана мероприятий задействованы республиканские и местные органы управления, государственные организации и общественные объединения, республиканские и региональные печатные и телерадиовещательные средства массовой информации.
Важнейшей составной частью подготовки к празднованию Дня народного единства стало проведение мероприятий, направленных на консолидацию общества.
Во всех областных центрах страны проведены региональные форумы «Беларусь адзіная» с участием ведущих политологов и экспертов.
Организованы и проведены тематические акции, выставки, экспозиции, флешмобы, презентации, тематические акции, форумы и др.
Во многих населенных пунктах проведены значимые культурно-патриотические мероприятия (открытие знаковых объектов и мемориальных знаков).
Реализован проект по наведению порядка на социально-значимых объектах «День добрых дел».
17 сентября 2021 года в государственном учреждении «Мостовский районный цент культуры» в 16.00 состоится торжественное собрание и праздничный концерт, посвященные Дню народного единства.
К новому государственному празднику приурочено проведение и ряда спортивно-патриотических акций.
Так, 18 сентября 2021 г. в городе Мосты состоится велопробег «В единстве – сила!», а 16 сентября – легкоатлетический забег «3а единую Беларусь!».
В период с 3 по 15 сентября 2021 г. во всех регионах страны прошли автопробеги, объединенные общим названием «Символ Единства». Этот марафон включал в себя передачу эстафеты от одной области к другой. Цель акции – объединение в рамках Года и Дня народного единства жителей страны, представителей местных органов власти, гражданского общества.
Старт автопробега был дан в Бресте 3 сентября от мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». Символом единства выступило зерно – каждый районный центр передал мешочки с зерном нового урожая.
Во всех регионах были организованы пресс-мероприятия, круглые столы, дискуссионные площадки, лектории, конференции (в том числе международные), приуроченные ко Дню народного единства.
По всей стране 1 сентября 2021 г. в учреждениях образования был проведен первый урок на тему «В единстве белорусского народа – основа независимой страны», посвященную Году народного единства.
Ход подготовки и проведения праздничных мероприятий получил широкое информационное сопровождение.
Государственные печатные и телерадиовещательные СМИ, а также их Интернет-ресурсы разместили специальные материалы, сюжеты, публикации, посвященные Дню народного единства.
Также была организована демонстрация в эфире республиканских телеканалов и в киновидеопрокатных организациях нашей страны тематических документальных фильмов, созданных Национальной киностудией «Беларусьфильм».
***
Мы, белорусы – единая нация, которая выбрала свой собственный путь развития и твердо его придерживается. Наша сила – в единстве. Когда мы едины – нам не страшны никакие испытания.
Установление Дня народного единства 17 сентября подчеркивает преемственность поколений, несокрушимость и самодостаточность белоруской нации и государственности. «…память об этом событии живет в сердцах белорусов, потому что оно стало актом исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделенного против его воли. Вот почему нужны суверенитет и независимость – чтобы нас никогда больше против нашей воли не делили. 17 сентября символизирует незыблемость территориальной и этнической консолидации белорусской нации», – подчеркнул белорусский лидер А.Г.Лукашенко 30 июля 2021 г. на встрече с активом местной вертикали по актуальным вопросам общественно-политической обстановки.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ
Материал подготовлен
Министерством внутренних дел РБ
Управлением по наркоконтролю и противодействию
торговле людьми УВД Гродненского облисполкома,
прокуратурой Гродненской области
Изменения в законодательстве о массовых мероприятиях:
1. Исключается уведомительный порядок организации массовых мероприятий (далее – ММ). Все ММ должны проводиться исключительно на основании разрешения местных органов власти.
2. Запрещается сбор, получение и использование денежных средств и иного имущества, выполнение работ, оказание услуг для возмещения расходов, обусловленных привлечением к ответственности за нарушение порядка проведения массовых мероприятий.
3. Введён запрет освещения в режиме реального времени массовых мероприятий, проводимых с нарушением установленного порядка, в целях их популяризации и пропаганды. Данный запрет распространяется в том числе на журналистов СМИ.
4. Журналистам, при исполнении своих обязанностей запрещается выступать в качестве организаторов или участников массовых мероприятий.
5. Местные органы и органы внутренних дел наделяются правом приостанавливать работу инфраструктуры (торговых объектов, объектов общепита, транспорта, ярмарок, организаций всех форм собственности) в местах проведения массовых мероприятий и по маршрутам следования их участников.
6.Закреплена ответственность политических партий и общественных объединений за публичные призывы своих руководителей и членов руководящих органов к организации и проведению массового мероприятия до получения разрешения на его проведение.
Изменения в законодательстве о противодействии экстремизму:
1. Закрепляются определения терминов «экстремистская символика и атрибутика», расширяется определение терминов «экстремизм», «экстремистские материалы»
2. Прокуратуре республиканского и областного уровней (г.Минска) предоставлены полномочия приостанавливать деятельность организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, представительства иностранной или международной организации, расположенного на территории Республики Беларусь, индивидуального предпринимателя в месячный срок со дня выявления фактов, а равно получения сведений о фактах, свидетельствующих о:
подготовке к совершению или совершении учредителем (участником, собственником имущества), руководителем (руководящим органом) организации, индивидуальным предпринимателем действий, предусмотренных частью первой статьи 1 настоящего Закона;
непринятии или несвоевременном принятии мер по выполнению требований предписания или повторном вынесении предписания в порядке, установленном настоящим Законом.
3. МВД будет осуществляться ведение и опубликование перечней организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей и граждан, причастных к экстремистской деятельности, куда включаются:
организации и формирования, признанные экстремистскими, индивидуальные предприниматели, деятельность которых признана экстремистской;
граждане, в отношении которых имеется вступивший в законную силу приговор суда в связи с их причастностью к экстремистской деятельности.
Гражданам, осужденным за причастность к экстремистской деятельности., до погашения или снятия судимости и в течение пяти лет после погашения или снятия судимости запрещается заниматься деятельностью, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ, педагогической деятельностью (в части реализации содержания образовательных программ), издательской деятельностью, а также занимать государственные должности, проходить военную службу.
В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, включённых в указанный перечень, вступление в законную силу приговора суда является основанием для запрета въезда на территорию РБ, а для граждан РБ – основанием для утраты приобретённого гражданства РБ.
Уголовным кодексом предусмотрен рад ограничений связанных преступными действиями и намерениями при проведении массовых мероприятий.
Вместе с тем, расширены основания для привлечения к уголовной ответственности за экстремистские проявления. Особенно за те из них, которые сопровождаются насилием или угрозой его применения к сотрудникам ОВД, должностным лицам при выполнении ими служебных обязанностей, иным лицам, выполняющим общественный долг.
Справочно: ч. 3 ст. 203-1 УК «Умышленные незаконные сбор, предоставление информации о частной жизни и (или) персональных данных в отношении лица или его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга, наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.
Предусмотрено усиление ответственности за сопротивление сотрудникам ОВД и лицам, охраняющим общественный порядок, применение к ним насилия.
Справочно: ч. 1 ст. 363 УК «Сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка -наказывается штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.»
ч. 2 ст. 363 УК «То же действие, совершенное группой лиц либо сопряженное с применением насилия или с угрозой его применения, а равно принуждение этих лиц путем применения насилия или угрозы его применения к выполнению явно незаконных действий -наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до семи лет.
Кроме того, введена ответственность за публичное оскорбление близких представителя власти.
Справочно: ст. 369 УК «Оскорбление представителя власти или его близких в связи с выполнением им служебных обязанностей, совершенное в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет, - наказывается штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет со штрафом, или лишением свободы на тот же срок со штрафом.»
Предусмотрена уголовная ответственность за незаконный сбор либо распространение информации о частной жизни или персональных данных граждан, а также повышенная ответственность за такие действия в отношении лица или его близких в связи с осуществлением служебной деятельности или выполнением общественного долга.
Справочно: ч.1 ст. 203-1 УК «Умышленные незаконные сбор, предоставление информации о частной жизни и (или) персональных данных другого лица без его согласия, повлекшие причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина, -наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок».
ч.2 ст. 203-1 УК «Умышленное незаконное распространение информации о частной жизни и (или) персональных данных другого лица без его согласия, повлекшее причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина, -наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом».
ч.3 ст. 203-1 УК «Действия, предусмотренные частями 1 или 2 ст. 203-1 УК, совершенные в отношении лица или его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга, -наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом».
Отнесено к разряду преступлений неоднократное нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий
Справочно: ст. 342-2 УК «Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, в том числе публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий), если это деяние совершено неоднократно, -наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок».
Примечание. Для целей настоящей статьи деяние признается совершенным лицом неоднократно, если это лицо дважды в течение одного года подвергалось административному взысканию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 24.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, и в течение года после наложения второго административного взыскания за такие деяния вновь нарушило порядок организации или проведения массовых мероприятий.
Впервые введена ответственность за такие проявления экстремизма, как участие в экстремистском формировании, финансирование экстремистской деятельности, вербовка, обучение и подготовка лица для участия в названной деятельности.
Справочно: ч.1 ст. 361-1 УК «Создание экстремистского формирования, а равно формирования, деятельность которого направлена на реабилитацию нацизма, либо руководство таким формированием или входящим в него структурным подразделением -наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
ч.2 ст. 361-1 УК Те же деяния, совершенные повторно либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, - наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от шести до десяти лет.
ч.3 ст. 361-1 УК Вхождение лица в состав экстремистского формирования в целях совершения преступления экстремистской направленности (участие в экстремистском формировании) -наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет.
Примечания:
1. Лицо освобождается от уголовной ответственности по настоящей статье и статьям 361-4 и 361-5 настоящего Кодекса, если оно своевременным сообщением государственным органам или иным образом способствовало выявлению, предотвращению либо пресечению деяний, отнесенных законодательством к экстремистской деятельности.
2. Под преступлением экстремистской направленности в настоящей статье понимаются преступление, сопряженное с совершением умышленных действий, относящихся в соответствии с законодательными актами к экстремизму, а равно иное преступление, предусмотренное настоящим Кодексом, совершенное по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды либо по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы.
Установлена уголовная ответственность за распространение заведомо ложных сведений о политическом, экономическом социальном, военном или международном положении Беларуси правовом положении граждан, деятельности органов государственной власти и управления, дискредитирующих Беларусь, если такие действия совершены в любом публичном выступлении, включая СМИ и площадки в сети Интернет.
Справочно: ст. 369-1 УК - Дискредитация Республики Беларусь
«Распространение заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, деятельности государственных органов, дискредитирующих Республику Беларусь, совершенное в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет, направленное на причинение существенного вреда государственным или общественным интересам, -наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа».
В уголовном кодексе введена ответственность за призывы к нарушению территориальной целостности страны.
Справочно: ст. 369-1 УК-Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь.
ч.1«Публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Республики Беларусь, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, -наказываются арестом или лишением свободы на срок до пяти лет».
ч.2.«Призывы, обращенные к иностранному государству, иностранной или международной организации, совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления наказываются арестом или лишением свободы на срок до пяти лет».
ч.3.«Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, - наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет»
Предусмотрено привлечение к уголовной ответственности и за распространение запрещённой информации владельцами Интернет – ресурсов, которые не являются СМИ.
Справочно: ст. 198-1 УК – Нарушение законодательства о средствах массовой информации
«Распространение владельцем интернет-ресурса, не зарегистрированного в качестве сетевого издания, информации, распространение которой запрещено на интернет-ресурсах в соответствии с законодательными актами, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - наказывается общественными работами, или штрафом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.»
Примечание. Под владельцем интернет-ресурса в настоящей статье понимаются физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, или должностное лицо юридического лица, реализующие права владения, пользования и (или) распоряжения интернет-ресурсом.
Кроме того, в трудовом кодексе будет установлен безусловный запрет на выдвижение политических требований при проведении забастовки.
Также внесены изменения, связанные с нарушениями законодательства о массовых мероприятиях в КоАП.
За нарушение установленного порядка проведения массовых мероприятий по статье 23.34 КоАП ранее было предусмотрено взыскание в виде предупреждения, или штрафа до 30 БВ, или административного ареста. В новой редакции (ст.24.23 КоАП) предусмотрен штраф до 100 БВ, или общественные работы, или административный арест.
При этом за повторное совершение указанного правонарушения в течение года предусмотрены штраф от 20 до 200 БВ, или общественные работы, или административный арест (ранее – штраф от 20 до 50 БВ или административный арест).
Справочно: Статья 19.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение
Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, -
влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.
Статья 10.2. Оскорбление
1. Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, -
влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.
2. Оскорбление в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, распространенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, -
влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо - наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин.
Статья 18.13. Невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других правил дорожного движения
4. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил пользования звуковыми сигналами в месте проведения массового мероприятия -
влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком до одного года или без лишения.
Статья 24.4. Оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий
1. Оскорбление должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, -
влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати базовых величин.
2. То же деяние, совершенное в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, распространенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, -
влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо - наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин.
Статья 19.11. Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность
1. Распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции -
влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, на индивидуального предпринимателя - от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а на юридическое лицо - от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.
2. Распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции -
влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя - наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо - от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.
Статья 23.7. Нарушение законодательства о защите персональных данных
1. Умышленные незаконные сбор, обработка, хранение или предоставление персональных данных физического лица либо нарушение его прав, связанных с обработкой персональных данных, -
влекут наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин.
2. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные лицом, которому персональные данные известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, -
влекут наложение штрафа в размере от четырех до ста базовых величин.
3. Умышленное незаконное распространение персональных данных физических лиц -
влечет наложение штрафа в размере до двухсот базовых величин.
4. Несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных физических лиц -влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от десяти до двадцати пяти базовых величин, а на юридическое лицо - от двадцати до пятидесяти базовых величин.
Статья 24.23 КоАП предусматривает ответственность за нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий.
С августа 2020 года по настоящее время по ст.24.23 КоАП (в ред. от 06.01.2021) и ст.23.34 КоАП (в ред. от 18.12.2019) к административной ответственности на территории Гродненской области привлечено более 2000 человек.
Ответственность по указной статье КоАП наступает при участии в разного рода несанкционированных (проводимых без согласования с администрацией города (района) митингах, шествиях, маршах, пикетах, собраниях, демонстрациях и т.д., а также за призывы к организации и проведению таких мероприятий.
Как участие в несанкционированных мероприятиях является, в том числе, размещение незарегистрированной символики в виде бело-красно-белого флага в любом исполнении, герба «погоня» в месте доступном всеобщему обозрению (на стеклах и корпусе автомашины, на окнах домов и т.д.).
НАЧАЛО ОТОПИТЕЛЬНОГО СЕЗОНА. НАВЕДЕНИЕ
ПОРЯДКА НА ЗЕМЛЕ.
Материал подготовлен
учреждением «Гродненское областное управление
МЧС Республики Беларусь»
За 8 месяцев текущего года в Принеманьи произошло 494 пожара (за аналогичный период 2020 - 533), погибло 45 человек (2020 – 42 человек).
Справочно: в республике 2021 году произошло 4222 пожара (2020 - 4076), погибло 414 человек, 4 из которых - дети (2020 – 397, 1 ребенок).
АПИ
В текущем году зафиксировано 4 факта положительной сработки АПИ, в результате чего спасены жизни 4 граждан. (2020 – 9 фактов, спасены 14 граждан).
Более 50 % пожаров с гибелью происходит, когда человек спит. Пожар опасен, прежде всего, высокой температурой и сильным задымлением. Спящий человек вдыхает дым, который содержит большой перечень токсичных веществ, что опасно и может привести к смерти в течение нескольких минут.
Наличие в доме или квартире автономных пожарных извещателей существенно повышает возможность раньше узнать о пожаре, принять соответствующие меры и избежать печальных последствий. Это касается не только самих жильцов, но и тех, кто проживает по соседству.
*** Вечером 21 мая житель агрогородка Негневичи Новогрудского района сообщил спасателям по телефону 101 о пожаре на соседском подворье. Прибывшие пожарные расчеты немедленно приступили ликвидации возгорания. Выяснилось, что в доме проживал 55-летний мужчина, который накануне пожара употреблял спиртные напитки. Изрядно выпивший сельчанин, спал в доме. Разбудил его звук пожарного извещателя. Увидев, что комната объята огнём, мужчина успел выбежать на улицу.
АПИ устанавливается в жилых помещениях на потолке на расстоянии не менее 1 м от осветительных приборов и 0,5 м от стены. Мигающий сигнал светодиода красного цвета свидетельствует о его исправности и нахождении в дежурном режиме работы. Подача прерывистого короткого звукового сигнала (каждые 30 секунд) свидетельствует о необходимости замены элемента питания. Обслуживание АПИ проводится в соответствии с технической документацией на извещатель. Не реже одного раза в месяц АПИ необходимо очищать от пыли.
Электроприборы и электропроводка
С начала года в области произошло 70 пожаров по причине нарушения правил пожарной безопасности при устройстве и эксплуатации электроприборов, еще 19 – из-за конструктивного недостатка электрооборудования.
Некоторые наши сограждане, уходя из дома, оставляют телевизор «в режиме ожидания», либо «включенными на подзарядку» телефон, а выдернуть шнур из розетки кажется излишним. Всё это увеличивает риск возникновения пожара.
Вероятность возникновения пожара зависит еще и от другого не менее важного фактора — состояния электросети. В последнее время нагрузки на электросеть в жилом секторе сильно увеличились, вследствие чего в сети возникает так называемый аварийный режим работы. В это время достаточно будет плохого контакта в розетке или аппарате, который подключен к сети в вашей квартире. При перегрузке автоматы защиты отключают электричество, если таковые отсутствуют – риск пожара значительно возрастает.
Основные правила безопасности:
- Выходя из дома, всегда выключайте электроприборы из сети.
- Избегайте перегрузки электросети, не включайте несколько мощных потребителей энергии одновременно.
- Следите, чтобы электрические сетевые фильтры или удлинители не были защемлены предметами мебели и использовались по назначению.
- Пользуйтесь электроприборами, соблюдая требования заводской инструкции, своевременно ремонтируйте их.
- Если электроприбор загорелся, следует обесточить его или жилище и только тогда приступать к тушению, используя плотную ткань, песок, стиральный порошок, соль или даже крупы.
С наступлением холодов не стоит забывать и об опасности бытовых обогревателей. Для того чтобы электроприбор не стал причиной пожара, в первую очередь он должен быть заводского изготовления. Перед использованием изучите руководство по эксплуатации. Ни в коем случае не пользуйтесь самодельными и неисправными приборами. Не оставляйте элетрообогреватели включенными в сеть без присмотра и не используйте их для сушки вещей.
***11 февраля в 01-47 ивьевским спасателям поступило сообщение о пожаре в аг.Лаздунах. Наблюдалось открытое горение кровли жилого дома. Под обломками сгоревших конструкций спасатели обнаружили обгоревший труп 85-летнего хозяина дома. Известно, что пенсионер характеризовался положительно, не курил. Его постоянно навещал сын. Пожар произошел из-за неисправности электроплитки.
«Печные» пожары
С начала года в области произошло 96 пожаров вследствие нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации и устройстве печей и теплогенерирующих устройств.
С началом отопительного периода увеличивается количество пожаров, возникающих из-за нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации печного отопления. И виной тому – человеческая беспечность. Кто-то понадеялся, что эту зиму печь выдержит без ремонта, а кто-то пренебрег правилами пользования – забыл закрыть топку или перекалил.
Чтобы не допустить пожара в доме, нужно содержать печное отопление в порядке, согласно нормам и правилам пожарной безопасности. Во-первых, печь должна иметь самостоятельный фундамент. Между стенками печи и деревянными конструкциям должен оставаться воздушный промежуток - отступка. Во-вторых, в печи не должно быть трещин и щелей, а дымоход должен иметь хорошую тягу и быть побелен известковым раствором. Делается это для того, чтобы на белом фоне можно было заметить появляющиеся со временем трещины. Во избежание образования трещин в кладке, требуется своевременная очистка дымохода от сажи. В-третьих, печь и дымовая труба в местах соединения с деревянными перекрытиями во избежание их возгорания должны иметь утолщение кирпичной кладки или разделку. Чтобы случайно выпавшие горящие угли не привели к пожару, прибейте перед топкой на деревянном полу металлический лист. Топить печь рекомендуется два-три раза в день не более чем по полтора часа. Это позволит избежать ее перекала. Топку прекращайте не менее чем за 2 часа до сна. За это время дрова успеют перегореть, и можно будет закрыть дымоход. Ни в коем случае не используйте при растопке легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Также не оставляйте открытыми топочные дверцы и топящуюся печь без присмотра - это прямой путь к пожару. Держите не менее чем в полутора метрах от печи одежду, мебель, дрова и другие горючие материалы. Золу и перегоревшие угли, перед тем как выбросить, следует пролить водой до полного прекращения тления.
*** 17 января в 21-28 в службу 101 поступило сообщение о пожаре в доме в д. Кукути Волковысского района. На момент возникновения пожара хозяйка находилась дома. Обнаружив возгорание, попыталась потушить сама, но не смогла. За помощью обратилась к соседу, который и позвонил по номеру 101. Уже через пять минут первое подразделение МЧС приступило к ликвидации ЧП. Дом удалось отвоевать у огня и сохранить пригодным для проживания. Пожаром поврежден потолок, закопчены стены в комнате. Возгорание произошло из-за перекала печи.
*** 22 января вечером в Волковысскую центральную районную больницу с ожогами поступила жительница райцентра, 1987 г.р., проживающая по улице К.Цеткин. Пострадавшая пояснила, что дома при розжиге дров в печи использовала большое количество бумаги, при воспламенении которой произошел выброс пламени из топки. Женщина получила ожоги около 12 % тела и находится на стационарном лечении. Пожара не произошло, подразделения МЧС не привлекались.
Наведение порядка на приусадебных участках
С приходом осени владельцы дачных участков и сельские жители примутся наводить порядок на придомовых территориях. Спасатели напоминают, что мусор и сухую траву можно сжигать только в костре. Делать это следует в безветренную погоду. Место, где будет костер необходимо окопать. Постоянно следите за огнем, держите под рукой лопату, огнетушитель или ведро с водой. Не забывайте про безопасные расстояния от строений и леса. После окончания сжигания мусора, горящие материалы следует потушить до полного прекращения тления.
***7 апреля 2020 г в МЧС поступило сообщение от жительницы деревни Нарчи Щучинского района о возгорании сухой растительности. В результате пожара сгорело более 20 домов, в двух из которых постоянно проживали граждане. Общими усилиями удалось уберечь от огня 2 жилых дома, 4 нежилых и 5 хозяйственных построек. В результате возгорания жители деревни не пострадали. Выяснилось, что 70-летний местный житель во дворе своего дома осуществлял пал сухой травы. Со слов мужчины, данный процесс он контролировал, в дом ушел, когда все потухло. Однако через некоторое время к нему пришел односельчанин и сообщил о пожаре у него во дворе.
Часто жертвами становятся пенсионеры. Как правило, сжечь мусор для пожилого человека на первый взгляд кажется весьма простым способом. Однако заканчиваются такие истории трагедиями. Пожилые люди в силах бросить горящую спичку в кучу мусора, или поджечь траву. Но справиться с порывами ветра, быстро распространяющимся огнем им не под силу. Нередки и случаи, когда, надышавшись продуктами горения, пожилой человек попросту теряет сознание и погибает.
Если все же произошло загорание, и Вы не в силах самостоятельно его ликвидировать, то незамедлительно вызывайте пожарную аварийно-спасательную службу МЧС по номеру 101 или 112.
О МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ, ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ
Материал подготовлен
главным управлением здравоохранения Гродненского облисполкома,
Министерством внутренних дел РБ
Управлением по наркоконтролю и противодействию
торговле людьми УВД Гродненского облисполкома
Организация объединённых наций официально назвала наркоманию одной из трех главных угроз цивилизации - наряду с ядерной войной и экологической катастрофой. Сегодня наркомания поразила все страны мира. По данным Всемирной организации здравоохранения около 275 млн. человек употребляли наркотики хотя бы один раз и в последнее время из-за употребления наркотиков ежегодно умирает приблизительно 450 тыс. человек (почти вдвое превышает число жертв атомных бомбардировок гг.Хиросимы и Нагасаки в 1945 году). Генеральной Ассамблеей ООН провозглашено 1 Марта Международным днем борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, что подчеркивает актуальность и важность проблемы наркопотребления для мирового общества.
Угроза распространения наркопотребления.
В течение последнего десятилетия в Республике Беларусь отмечается распространение наркомании среди населения, особенно среди молодежи, что негативно сказывается на морально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияет на экономику, политику и правопорядок. Важнейшим направлением в сохранении роли государства как гаранта безопасности личности является комплексное совершенствование процессов по предупреждению и борьбе с преступностью и наркоманией.
В последние годы посредством Интернета предпринимаются попытки формирования, так называемого пронаркотического сознания. Основную роль в этом играют сомнительные интернет-ресурсы, социальные сети, мессенджеры, позиционирующие безопасность наркотиков каннабисной группы (каннабис – однолетнее растение семейства коноплевых, служит сырьем для изготовления марихуаны, гашиша) и призывающие к легализации марихуаны. Информационное пространство является своего рода маркетинговой средой, позволяющей обеспечить изготовление, переработку, сбыт и приобретение наркотиков.
Основные классификации наркотиков
Наркотики классифицируют по источнику происхождения (растительные либо синтетические) и фармакологическим свойствам.
Специфика воздействия различных интоксикантов на организм человека положена в основу Международной классификации наркотиков и психотропных веществ.
В соответствии с этим документом, различают следующие их группы:
препараты опия;
снотворные и седативные средства;
кокаин;
препараты индийской конопли;
психостимуляторы;
галлюциногены.
Подобное деление наркотиков на группы весьма условно, так как степень их воздействия зависит от способа приготовления из первоначального сырья и метода употребления (курение, вдыхание или инъекции). Насчитывается свыше 200 лекарственных средств, применение которых может способствовать формированию у пациентов болезненного влечения к ним.
Сегодня можно уже уверенно говорить о повсеместном распространении нового вида наркотиков, которые по своему действию сильнее и страшнее героина. Это синтетические наркотические вещества. Они имеют различные названия, формы и, соответственно, способы употребления. Спайсы, курительные смеси, соли, мефедон, МДПВ, дизайнерские вещества, синтетика – все это разные названия синтетических наркотиков.
Спайс - это общее название для многочисленных курительных смесей, которые завозятся в Беларусь из других стран. Они могут иметь различные названия: Spice, Smoke, Jan Rush, Pulse, Chillin и многие другие. Спайс является разновидностью смеси трав, состоящей из разнообразных синтетических веществ и натуральных компонентов.
Сегодня доказано, что большинство компонентов этих курительных смесей обладает серьезным воздействием на нервную систему, токсическим действием на организм в целом; употребление курительных смесей приводит к наркотической зависимости. Многие считают их легкими препаратами, изменяющими сознание, не понимая, что они, как никакой другой наркотик, разрушают психику, тело и вызывают сильное привыкание. Основной контингент покупателей и продавцов спайса сегодня – это подростки и молодые люди в возрасте от 13 до 20 лет. Эта возрастная группа наиболее уязвима: едва выйдя из детского возраста, ребята попадают в зависимость, выйти из которой живыми и здоровыми удается далеко не всем.
Распространенное мнение о том, что наркомания – удел детей из неблагополучных семей, часто приводит к трагедиям, ведь родители убеждены, что их успешные и ни в чем не нуждающиеся дети никак не могут стать наркоманами. Статистика же показывает, что употребление наркотиков не имеет социальной привязки: этому опасному увлечению одинаково подвержены все слои населения. Хочется отметить, что в большинстве случаев это молодые люди из достаточно благополучных семей.
Научите ребенка говорить «нет» сомнительным предложениям, повышайте его самооценку, ведь чаще всего соглашаются попробовать наркотики дети, лишенные уверенности в себе. Пытаясь доказать окружающим свою «крутость» и поднимая таким сомнительным образом свою самооценку, они делают первый шаг к смертельной зависимости.
По подсчетам экспертов, наркоман в течение своей жизни вовлекает в употребление наркотических средств от 5 до 17 человек.
Анализ социальных характеристик потребителей наркотических средств показывает, что в большинстве это люди в возрасте 19 – 40 лет, из них:
более трети – лица в возрасте от 19 до 25 лет;
мужчины – более 80 %;
не работают свыше 20 лет –52,2 %;
образование: среднее –54,9% или средне-специальное – 31,9 %;
семейное положение: холост (не замужем) – 61,1 %;
отношение к судимости: судим – 51% (судим однократно – 23,6 %; два и более раз – 28,3 %).
Анализ данных о лицах, совершивших незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, показывает, что основной перманентной их характеристикой является отсутствие занятости. Среди выявленных лиц, совершивших данные преступления в 2018 году, удельный вес не работающих и не учащихся составил 70,7%.
Причины потребления:
В общей популяции населения:
внутренние проблемы (неприятности, социальное неравенство, непонимание в семье),
любопытство (многие думают, что это модно, или хотя бы раз в жизни нужно все попробовать),
поиски новых ощущений,
пример друзей,
протест против сложившихся обстоятельств,
желание самоутвердиться и казаться взрослее,
доступность приобретения наркотиков.
Среди молодых людей, потребляющих наркотики, чаще всего действуют следующие мотивы:
удовлетворение любопытства (75% от всех потребителей наркотических веществ впервые попробовали их по этой причине);
подражание (почти 1/3 подростков, впервые попробовавших наркотик или одурманивающее средство, сделали это, подражая своим авторитетам);
веяние определенной «моды»;
крушение идеалов и духовно-нравственных ориентиров.
Медицинские последствия наркопотребления.
Самыми распространенными последствиями употребления наркотиков для здоровья человека являются инфекции, появляющиеся из-за отсутствия гигиены во время инъекций. Это – гепатиты «В» и «С», заражения крови, ВИЧ-инфекции. Почти у всех наркоманов увеличена и болезненна печень, наблюдаются нарушения в работе дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной и выделительной систем. Немаловажным является такой показатель тяжести последствий наркомании как преждевременная смертность из-за несчастных случаев, суицидов, интоксикаций при передозировках, травм, насильственных действий и соматических заболеваний. Средний возраст, в котором гибнут наркоманы – 36 лет.
Для лиц, употребляющих наркотики, характерна высокая смертность в трудоспособном возрасте. По данным Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по Гродненской области, в 2020 году отравления наркотическими средствами и психотропными веществами стали причиной смерти 4 человек (за 7 месяцев 2021 г. – 4 человек).
Помимо смертельных и несчастных случаев в остром психотическом состоянии, следует назвать самоубийства, как результат депрессии, дисфории (форма болезненно-пониженного настроения, характеризующаяся мрачной раздражительностью, чувством неприязни к окружающим). Риск самоубийства возрастает при алкоголизме в 200 раз, при наркоманиях – в 350 раз. Длительность жизни наркозависимого человека – ориентировочно 10-15 лет.
Среди всех медицинских последствий наркотической зависимости выделяются типичные изменения личности. Это – обеднение и ослабление психики, утрата эмоций и интересов, уменьшение жизненного потенциала.
На первых этапах приобщения к наркотическим веществам у людей преобладают аффективные нарушения, то есть происходит увеличение чувствительности, наблюдается склонность к эмоциональной шаткости и неадекватным реакциям на происходящее вокруг них. С течением времени субъективным характеристики личности сглаживаются, и больные по своему поведению становятся похожими друг на друга.
У наркоманов наблюдается поведение, характеризующееся депрессивностью, лживостью, потерей чувства долга и самокритики. Они перестают реально оценивать опасность последствий наркомании. Происходит деградация личности, при которой все мысли и силы человека подчинены одной цели – найти и употребить наркотик.
Противодействие незаконному обороту наркотиков в Беларуси
Противодействие незаконному обороту наркотиков и связанной с ним наркопреступности продолжает оставаться одним из приоритетных направлений государственной политики обеспечения национальной безопасности.
Основным законодательным документом является Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 408-З "О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах". Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы государственной политики в сфере оборота и противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, а также направлен на профилактику потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в целях обеспечения национальной безопасности, охраны жизни и здоровья граждан.
Работа по противодействию незаконному обороту наркотиков проводится по следующим ключевым направлениям:
пресечение каналов поставок наркотиков и деятельности организованных преступных групп и преступных организаций;
формирование полномасштабной системы профилактики наркомании (в том числе первичной профилактики потребления наркотиков среди несовершеннолетних и молодежи);
информатизация превентивной антинаркотической работы;
совершенствование мер, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков в глобальной компьютерной сети Интернет;
разработка и внедрение программ длительной реабилитации наркозависимых лиц с качественной социальной компонентой.
В Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь (утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11 февраля 2015 г. № 19), включено более 600 веществ, объединенных в пять списков.
В Гродненской области реализуются:
областной план по реализации Комплексного плана мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, утвержденного заместителем Премьер-министром Республики Беларусь Петрушенко И.В. на 2021-2022 годы;
план по реализации Информационной стратегии по профилактике наркопотребления и противодействию незаконному обороту наркотиков в Республике Беларусь на 2020-2025 годы.
Министерством информации Республики Беларусь в 2015-2021 годах по уведомлению МВД были приняты решения об ограничении доступак информационным ресурсам в сети Интернет за распространение информации, направленной на реализацию наркотических средств к более 600 информационным ресурсам в сети Интернет.
Законодательством Республики Беларусь предусмотрена ответственность за совершение незаконных операций с наркотическими средствами и психотропными веществами и связанных с ними правонарушений.
Уголовная ответственность за:
незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим подобные преступления, на территории учреждения образования, организации здраво-охранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей, лечебно-трудовых профилакториях, в месте проведения массовых мероприятий либо заведомо несовершеннолетнему – наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества или без конфискации;
незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, или незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов с использованием лабораторной посуды или лабораторного оборудования, предназначенных для химического синтеза – наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет с конфискацией имущества или без конфискации;
действия, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, – наказываются лишением свободы на срок от 12 до 25 лет с конфискацией имущества или без конфискации;
незаконное перемещение через Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов при отсутствии признаков преступления, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации;
предоставление помещений для изготовления, переработки и (или) потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других средств, вызывающих одурманивание, – наказывается арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от 2 до 5 лет;
организация либо содержание притонов для изготовления, переработки и (или) потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других средств, вызывающих одурманивание, – наказываются ограничением свободы на срок от 2 до 5 лет со штрафом или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом. Административная ответственность за:
появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность – влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин;
нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, – влечет наложение штрафа в размере от 8 до 12 базовых величин;
потребление без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте – влечет наложение штрафа в размере от 10 до 15 базовых величин.
Оказание наркологической помощи.
В Республике Беларусь государственная политика в области оказания наркологической помощи направлена на создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья граждан, улучшение морально-психологического положения лиц, страдающих зависимостью от ПАВ, в семье, коллективе, обществе.
На основании государственных социальных стандартов наркологическая помощь является бесплатной. Данная помощь может оказываться в организациях здравоохранения, как в амбулаторных, стационарных условиях, в отделениях дневного пребывания, так и вне организаций здравоохранения (для лиц, отбывающих наказание в условиях пенитенциарной (уголовно-исполнительной) системы). Для лиц, обратившихся в организацию здравоохранения добровольно, предусмотрено анонимное лечение без постановки на наркологический учет.
В нашей стране создана многоуровневая система оказания наркологической помощи. По данным Министерства здравоохранения Республики Беларусь, в структуре наркологической службы функционирует 28 стационарных отделений, 26 отделений дневного пребывания, развернуто 270 коек для реабилитации наркозависимых пациентов. В каждой центральной районной больнице имеется кабинет врача-психиатра-нарколога для оказания медицинской помощи наркозависимым.
В последние годы отмечено снижение общего количества лиц, состоящих под диспансерным наблюдением с синдромом зависимости от наркотических веществ. С 2015 года оно снизилось с 775 случаев до 680 случаев в 2020 году (на 12,3 %). Данная тенденция отмечается и в отношении лиц, употребляющих наркотические средства с вредными последствиями, произошло снижение с 471случая в 2015 году до 394 случаев в 2020 году (на 16,3 %). С 2015 года отмечается снижение количества несовершеннолетних состоящих под наблюдением у врача-нарколога с синдромом зависимости от наркотических веществ. В 2015 году под диспансерным наблюдением состояло 4 подростка, а в 2020 году – 0. В 2021 году взят под наблюдение 1 подросток. Снизилось и количество подростков, употребляющих наркотические средства с вредными последствиями с 67 случаев в 2016 году до 1 в 2021 году (на 98,5%).
С 2016 года в области среди несовершеннолетних не зарегистрировано фактов передозировки наркотиками, в то время, как в 2015 году их насчитывалось 12.
Снизилось число случаев отравления наркотическими средствами с 12 в 2017 году до 4 в 2020 году.
На сегодняшний день проблема наркомании и незаконного оборота наркотиков остается актуальной для всего мирового сообщества. Данный вид преступной деятельности представляет собой угрозу национальной безопасности, подрывает здоровье, экономические и социальные устои государства. Даже, несмотря на то, что в подавляющем большинстве стран предусмотрены жесткие санкции за совершение преступлений в сфере наркоконтроля, этот нелегальный бизнес для преступников остается чрезвычайно привлекательным.
Необходимо отметить, что незаконный оборот наркотиков является одним из наиболее латентных видов преступности, в связи с чем, оценить реальный уровень наркотизации общества достаточно сложно. Однако имеющиеся официальные статистические данные свидетельствуют о том, что на протяжении последних двух лет в Республике Беларусь наблюдается тенденция к обострению ситуации, складывающейся в данной сфере.
Так, если в 2014 – 2019 годах отмечалось поступательное снижение количества зарегистрированных наркопреступлений, то уже в прошлом году уровень наркопреступности начал расти. За 8 месяцев 2021 года в республике выявлено более трех тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 24% больше, чем за аналогичный период 2020 года. Гродненский регион не является исключением. В текущем году в области количество возбужденных уголовных дел данной категории возросло на 21%.
Особую обеспокоенность вызывает активизация преступной деятельности, связанной с распространением наркотических средств и психотропных веществ. С января по август на Гродненщине выявлено порядка 150 фактов сбыта, что на 43% превысило показатель прошлого года.
Интернет-магазинам необходим «персонал» для размещения закладок и они активно вовлекают граждан в свою преступную деятельность. Формы психологического воздействия, используемые организаторами магазинов, постоянно совершенствуются. В силу возрастных особенностей наиболее уязвимой категорией, рискующей попасть в расставленную ловушку, является молодежь. В такого рода «трудоустройстве» молодых людей, как правило, привлекает иллюзия возможности получения «легких» денег. К сожалению, они начинают задумываться о том, что являются всего лишь «расходным материалом» для крупных наркодилеров только тогда, когда попадают в поле зрения милиции и их надежды на безнаказанность не оправдываются.
Только в первом полугодии в республике задержано более 120 человек, обучающихся в учреждениях образования различных типов: от средних школ до высших учебных заведений. Значительная часть задержанных были вовлечены в преступную деятельность интернет-магазинов. Необходимо отметить, что, согласно белорусскому законодательству, к уголовной ответственности за распространение наркотических средств привлекаются граждане, достигшие 14-летнего возрата.
В Гродненской области в 2021 году возбуждено 6 уголовных дел по фактам причастности к незаконному обороту наркотиков в отношении четырех подростков, в том числе 2 – за совершение преступлений, связанных со сбытом наркотиков (ч.3 ст.328 УК), 1 – за совершение преступления, связанного с изготовлением психотропных веществ с целью их дальнейшего сбыта путем использования лабораторного оборудования, предназначенного для химического синтеза (ч.4 ст.328 УК).
Так, в июле текущего года был задержан несовершеннолетний житель Гродно, который, обладая достаточным запасом знаний в области химии, использовал свои навыки для изготовления психотропных веществ, которые в последующем реализовывались интернет-магазинами. По месту жительства юноши обнаружено более 400 гр. психотропов, прекурсоры и приспособления для их изготовления. В настоящее время проводится расследование. Санкция ч.4 ст.328 предусматривает лишение свободы на срок от 10 до 20 лет.
В целом, относительно социального положения граждан, причастных к незаконному обороту наркотиков, можно отметить, что неработающие и неучащиеся лица составили 64%, доля ранее судимых составила 25%. Большинство регистрируемых в республике случаев совершения наркопреступлений приходится на мужскую часть населения. Доля женщин традиционно невелика и составляет около 9% от общего числа установленных лиц.
К примеру, в текущем году возбуждены уголовные дела в отношении неработающей жительницы Гродно, которая ввезла из Республики Польша более 9 гр. особо опасного психотропного вещества «амфетамин».
Об актуальности проблемы наркопотребления свидетельствует рост числа фактов передозировки наркотиками, отмечаемый в области на протяжении последних двух лет. В прошлом году в регионе зарегистрировано 13 таких фактов, из которых 4 завершились смертью наркопотребителей. Уже в текущем году имели место 11 случаев отравления, 5 из которых с летальным исходом.
Анализ обстоятельств данных происшествий свидетельствует о том, что в качестве одной из причин роста числа передозировок также следует рассматривать активное использование сети Интернет в преступной деятельности, связанной со сбытом наркотиков. В частности, имеются основания полагать, что в 2020 году в 70 % случаев передозировки, наркотики были приобретены бесконтактным способом в специализированных интернет-магазинах.
В большинстве своем пострадавшими являлись ведущие асоциальный образ жизни, ранее судимые лица, потребляющие наркотики длительное время и имеющие ряд сопутствующих заболеваний. Вместе с тем, необходимо учитывать, что риску передозировки фактически подвержен любой наркопотребитель, вне зависимости от принадлежности к той или иной социальной либо возрастной группе.
По объективным причинам большинство таких фактов регистрируется в Гродно. Однако, практика показывает, что ни один из районов области от подобных происшествий не застрахован. Так, в 2019 году смерть от передозировки зафиксирована в Островецком районе, в 2020 году такой факт имел место в Сморгонском районе, в текущем году аналогичные случаи произошли в Лиде и Ивье.
В этой связи, необходимо обратить внимание на то, что законодательством установлены очень жесткие санкции для тех случаев, когда сбыт наркотического средства влечет за собой смерть лица, его употребившего. При наступлении таких тяжких последствий сбытчику может грозить от 12 до 25 лет лишения свободы (ч.5 ст.328 УК). В 2020 году за совершение такого преступления в области осужден один человек. Наказание составило 14 лет лишения свободы. В текущем году в регионе возбуждено 2 уголовных дела данной категории, по которым установлены подозреваемые. Ведется расследование.
2015 © Коммунальное производственное унитарное предприятие "Мостовская сельхозтехника"
новости района новости области афиша рубрика "было-стало"
Анонсы_мероприятий Доска почета Общественные организации(обновляется) Электронные_обращения