Мостовский районный исполнительный комитет
Коммунальное производственное унитарное предприятие
МОСТОВСКАЯ СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ЯНВАРЬ – ИЮНЬ 2022 Г.
Материал подготовлен
комитетом экономики Гродненского облисполкома
В январе – июне 2022 г. объем валового регионального продукта составил 9,1 млрд. рублей, или 96,3 % к уровню 2021 года (задание на январь – июнь 2022 г. – 102,5 %), в том числе по видам деятельности: промышленность – 96,2 % (удельный вес – 39,5 %), сельское, лесное и рыбное хозяйство – 96,1 % (4,6 %), строительство – 84,8% (4,3 %), оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов – 96,8 % (5,8 %), транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность – 85,9 % (4,4 %).
За январь – июнь 2022 г. произведено промышленной продукции на сумму 9,4 млрд. рублей, что составляет в объеме республики 11,7 %.
Индекс физического объема производства по набору товаров-представителей составил 99,5 % (январь – июнь 2021 г. – 123,3 %), в том числе: обрабатывающая промышленность – 95,3 % (удельный вес в общем объеме производства – 89,1 %); снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом – 101,2 % (9,4%); водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – 93,6 % (1,4 %), горнодобывающая промышленность – 99,3 % (0,1 %).
На 1 июля 2022 г. на складах промышленных предприятий находилось готовой продукции на сумму 1,1 млрд. рублей, удельный вес запасов в среднемесячном объеме производства составил 87,4 %, в том числе по организациям, подчиненным республиканским органам государственного управления, составили 639,6 млн. рублей, или 104,7 % среднемесячного объема производства; организациям, подчиненным местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам, – 173,9 млн. рублей, или 48,5 %; юридическим лицам без ведомственной подчиненности – 330,2 млн. рублей, или 97,1 % среднемесячного объема производства.
Сельскохозяйственными организациями, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, произведено продукции в текущих ценах на сумму 1,5 млрд. рублей, или 96,2 %, в том числе продукции растениеводства – 93,8% к аналогичному периоду 2021 года (удельный вес – 9,7 %), продукции животноводства – 96,4 % (90,3 %).
В связи с холодными погодными условиями и отставанием роста трав на 1 июля 2022 г. всего заготовлено травяных кормов (в пересчете на кормовые единицы) 438,7 тыс. тонн, или 98,2 % к аналогичному периоду 2022 г.
Численность крупного рогатого скота на 1 июля 2022 г. составила 678,0 тыс. голов (98,7 % к соответствующему периоду 2021 г.), свиней – 569,0 тыс. голов (90,4 %), птицы – 4775,4 тыс. голов (88,7 %).
В сельскохозяйственных организациях области произведено 700,4 тыс. тонн молока, что на 1,5 % выше января-июня 2021 г. Удой молока на 1 корову увеличился на 94 кг и составил 3246 кг.
Производство (выращивание) скота и птицы за январь-июнь 2022 г. составило 135,4 тыс. тонн, или 88,5 % к аналогичному периоду 2021 года.
Производство (выращивание) КРС составило 60,1 тыс. тонн, или 99,4 % к январю - июню 2021 г., при среднесуточном привесе 699 граммов. Сокращение производства (выращивания) КРС вызвано сокращением поголовья численности скота, находящегося на выращивании и откорме, на 5,3 тыс. голов, или на 1,3 % (основная причина – снижение получения приплода на 5,8 тыс. голов).
Производство (выращивание) свиней составило 49,8 тыс. тонн (88,2 %), при среднесуточном привесе 635 граммов. Основными причинами снижения производства являются: закрытие в 2021 году в связи с инфекционными заболеваниями 2 свиноводческих комплексов и 1 свинотоварной фермы, резкое подорожание в марте 2022 года (на 50 – 70 %) шротов (особенно соевого) и переход на более дешевые их аналоги, что в полной мере не обеспечило потребность свиноводческой (и птицеводческой) отрасли в аминокислотном составе протеина.
Произведено (выращено) 25,5 тыс. тонн птицы, или 70,6 % к аналогичному периоду 2021 года.Произведено яиц 191,6 млн. штук, или 108,7 % к 2021 году, при средней яйценоскости кур-несушек 147 штук (в 2021 году – 145 шт.).
Выполнено строительно-монтажных работ (включая работы по монтажу оборудования) на сумму 798,6 млн. рублей, или 73,1 % к январю – июню 2021 г.
В январе - июне 2022 г. введено в эксплуатацию 242,2 тыс. кв. м. общей площади жилья (51,0 % от установленного задания на 2022 г.). Для граждан, осуществляющих жилищное строительство с государственной поддержкой, сдано 96,1 тыс. кв. м. общей площади жилья (54,9 % от годового задания 175 тыс. кв. м.).
Введены в эксплуатацию 642 квартиры для 636 многодетных семей (задание 1071 семья), направлены на улучшение жилищных условий 521 многодетная семья (при задании 1200 семей).
Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации составил 3,2 млрд. рублей, или 101,0 % к уровню января – июня 2021 г.
Объем оптового товарооборота за январь – июнь 2022 г. составил 1,9 млрд. рублей, или 82,4 % в сопоставимых ценах к уровню января - июня 2021 г.
За январь – июнь 2022 г. объем инвестиций в основной капитал по Гродненской области составил 1561,0 млн. рублей, или в сопоставимых ценах 82,1 % к уровню января – июня 2021 г.
На показатели инвестиционной деятельности области продолжает оказывать значительное влияние завершение инвестиционного проекта по строительству атомной электростанции. За январь – июнь 2022 г. удельный вес инвестиций в основной капитал по РУП «Белорусская атомная электростанция» составил 19,7 % от общего объема инвестиций области (61,5 % к январю – июню 2021 г.).
В январе - мае 2022 г. объем внешней торговли товарами по Гродненской области составил 1897,2 млн. долл. США (темп роста – 95,8%), в том числе экспорт товаров – 1266,4 млнд. долл. США (101,0%), импорт товаров – 630,8 млн. долл. США (86,7 %). Сальдо внешней торговли товарами сложилось положительное в размере 635,6 млн. долл. США, увеличилось на 109,8 млн. долл. США к январю - маю 2021 г.
Основными покупателями гродненских товаров являются 5 стран, на долю которых приходится около 78,0 % всего экспорта товаров (Россия – 51,5 %, Польша – 9,8 %, Украина – 9,0 %, Литва – 5,0 %, Узбекистан – 2,6%).
Обеспечена положительная динамика экспорта товаров в Норвегию (39,2 млн. долл. США, рост в 7,4 раза), Китай (34,6 млн. долл. США, темп роста – 160,2 %), Турцию (17,4 млн. долл. США, темп роста –169 %).
В январе - мае 2022 г. экспорт услуг по области составил 117,3 млн.долл.США, или 103,3% к уровню января - мая 2021 г., импорт услуг – 172,1 млн.долл.США, или 87,3%. Сальдо внешней торговли услугами сложилось отрицательным в размере «минус» 54,8 млн.долл.США и увеличилось относительно уровня января-мая 2021 г. на 28,9 млн. долл. США.
Достигнута положительная динамика по следующим видам услуг:
транспортным – 68,6 млн. долл. США, или 110,8% к уровню января-мая 2021 г. (удельный вес – 58,5%);
компьютерным, телекоммуникационным и информационным – 21,3 млн. долл. США, или 123,4 % (18,1%);
строительным – 7,4 млн. долл. США, темп роста – 122,3% (6,3%);
туристическим – 2,9 млн. долл. США, или 147,2% (2,5%);
медицинским – 1,0 млн. долл. США, или 119,2% (0,8%).
На пять стран приходится около 79% экспорта услуг области: Россия (удельный вес – 50,4%), Польша (10,4%), Литва (7,1%), Германия (5,8%) и США (4,9%).
В целом по области выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг за январь – май 2022 г. составила 12,5 млрд. рублей, или 113,5 процента к январю – маю 2021 г., чистая прибыль – 1,2 млрд. рублей, или 138,0 процента.
С убытками работали 98 организаций, или 14,9 процента от общего количества (январь – май 2021 г. – 108 и 16,4 процента соответственно).
Рентабельность продаж на 1 мая 2022 г. составила 12,0 процента и увеличилась по сравнению с январем – маем 2021 г. на 3,1 процентного пункта.
Рост совокупных поступлений доходов в консолидированный бюджет области на 1 июля 2022 г. составил 118,1 % при задании на год – 107,8 %.
Уровень безработицы на 1 июля 2022 г. составил 0,2 процента к численности экономически активного населения.
Номинальная среднемесячная заработная плата в области увеличилась к январю – июню 2021 г. на 16,0 процента (задание на январь – июнь 2022 г. – на 9,5 процента) и составила 1357,6 рубля. Изменение реальной заработной платы – 101,2 процента.
ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ЯНВАРЬ – ИЮНЬ 2022 Г.
Материал подготовлен
комитетом экономики Гродненского облисполкома
В январе – июне 2022 г. объем валового регионального продукта составил 9,1 млрд. рублей, или 96,3 % к уровню 2021 года (задание на январь – июнь 2022 г. – 102,5 %), в том числе по видам деятельности: промышленность – 96,2 % (удельный вес – 39,5 %), сельское, лесное и рыбное хозяйство – 96,1 % (4,6 %), строительство – 84,8% (4,3 %), оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов – 96,8 % (5,8 %), транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность – 85,9 % (4,4 %).
За январь – июнь 2022 г. произведено промышленной продукции на сумму 9,4 млрд. рублей, что составляет в объеме республики 11,7 %.
Индекс физического объема производства по набору товаров-представителей составил 99,5 % (январь – июнь 2021 г. – 123,3 %), в том числе: обрабатывающая промышленность – 95,3 % (удельный вес в общем объеме производства – 89,1 %); снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом – 101,2 % (9,4%); водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – 93,6 % (1,4 %), горнодобывающая промышленность – 99,3 % (0,1 %).
На 1 июля 2022 г. на складах промышленных предприятий находилось готовой продукции на сумму 1,1 млрд. рублей, удельный вес запасов в среднемесячном объеме производства составил 87,4 %, в том числе по организациям, подчиненным республиканским органам государственного управления, составили 639,6 млн. рублей, или 104,7 % среднемесячного объема производства; организациям, подчиненным местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам, – 173,9 млн. рублей, или 48,5 %; юридическим лицам без ведомственной подчиненности – 330,2 млн. рублей, или 97,1 % среднемесячного объема производства.
Сельскохозяйственными организациями, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, произведено продукции в текущих ценах на сумму 1,5 млрд. рублей, или 96,2 %, в том числе продукции растениеводства – 93,8% к аналогичному периоду 2021 года (удельный вес – 9,7 %), продукции животноводства – 96,4 % (90,3 %).
В связи с холодными погодными условиями и отставанием роста трав на 1 июля 2022 г. всего заготовлено травяных кормов (в пересчете на кормовые единицы) 438,7 тыс. тонн, или 98,2 % к аналогичному периоду 2022 г.
Численность крупного рогатого скота на 1 июля 2022 г. составила 678,0 тыс. голов (98,7 % к соответствующему периоду 2021 г.), свиней – 569,0 тыс. голов (90,4 %), птицы – 4775,4 тыс. голов (88,7 %).
В сельскохозяйственных организациях области произведено 700,4 тыс. тонн молока, что на 1,5 % выше января-июня 2021 г. Удой молока на 1 корову увеличился на 94 кг и составил 3246 кг.
Производство (выращивание) скота и птицы за январь-июнь 2022 г. составило 135,4 тыс. тонн, или 88,5 % к аналогичному периоду 2021 года.
Производство (выращивание) КРС составило 60,1 тыс. тонн, или 99,4 % к январю - июню 2021 г., при среднесуточном привесе 699 граммов. Сокращение производства (выращивания) КРС вызвано сокращением поголовья численности скота, находящегося на выращивании и откорме, на 5,3 тыс. голов, или на 1,3 % (основная причина – снижение получения приплода на 5,8 тыс. голов).
Производство (выращивание) свиней составило 49,8 тыс. тонн (88,2 %), при среднесуточном привесе 635 граммов. Основными причинами снижения производства являются: закрытие в 2021 году в связи с инфекционными заболеваниями 2 свиноводческих комплексов и 1 свинотоварной фермы, резкое подорожание в марте 2022 года (на 50 – 70 %) шротов (особенно соевого) и переход на более дешевые их аналоги, что в полной мере не обеспечило потребность свиноводческой (и птицеводческой) отрасли в аминокислотном составе протеина.
Произведено (выращено) 25,5 тыс. тонн птицы, или 70,6 % к аналогичному периоду 2021 года.Произведено яиц 191,6 млн. штук, или 108,7 % к 2021 году, при средней яйценоскости кур-несушек 147 штук (в 2021 году – 145 шт.).
Выполнено строительно-монтажных работ (включая работы по монтажу оборудования) на сумму 798,6 млн. рублей, или 73,1 % к январю – июню 2021 г.
В январе - июне 2022 г. введено в эксплуатацию 242,2 тыс. кв. м. общей площади жилья (51,0 % от установленного задания на 2022 г.). Для граждан, осуществляющих жилищное строительство с государственной поддержкой, сдано 96,1 тыс. кв. м. общей площади жилья (54,9 % от годового задания 175 тыс. кв. м.).
Введены в эксплуатацию 642 квартиры для 636 многодетных семей (задание 1071 семья), направлены на улучшение жилищных условий 521 многодетная семья (при задании 1200 семей).
Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации составил 3,2 млрд. рублей, или 101,0 % к уровню января – июня 2021 г.
Объем оптового товарооборота за январь – июнь 2022 г. составил 1,9 млрд. рублей, или 82,4 % в сопоставимых ценах к уровню января - июня 2021 г.
За январь – июнь 2022 г. объем инвестиций в основной капитал по Гродненской области составил 1561,0 млн. рублей, или в сопоставимых ценах 82,1 % к уровню января – июня 2021 г.
На показатели инвестиционной деятельности области продолжает оказывать значительное влияние завершение инвестиционного проекта по строительству атомной электростанции. За январь – июнь 2022 г. удельный вес инвестиций в основной капитал по РУП «Белорусская атомная электростанция» составил 19,7 % от общего объема инвестиций области (61,5 % к январю – июню 2021 г.).
В январе - мае 2022 г. объем внешней торговли товарами по Гродненской области составил 1897,2 млн. долл. США (темп роста – 95,8%), в том числе экспорт товаров – 1266,4 млнд. долл. США (101,0%), импорт товаров – 630,8 млн. долл. США (86,7 %). Сальдо внешней торговли товарами сложилось положительное в размере 635,6 млн. долл. США, увеличилось на 109,8 млн. долл. США к январю - маю 2021 г.
Основными покупателями гродненских товаров являются 5 стран, на долю которых приходится около 78,0 % всего экспорта товаров (Россия – 51,5 %, Польша – 9,8 %, Украина – 9,0 %, Литва – 5,0 %, Узбекистан – 2,6%).
Обеспечена положительная динамика экспорта товаров в Норвегию (39,2 млн. долл. США, рост в 7,4 раза), Китай (34,6 млн. долл. США, темп роста – 160,2 %), Турцию (17,4 млн. долл. США, темп роста –169 %).
В январе - мае 2022 г. экспорт услуг по области составил 117,3 млн.долл.США, или 103,3% к уровню января - мая 2021 г., импорт услуг – 172,1 млн.долл.США, или 87,3%. Сальдо внешней торговли услугами сложилось отрицательным в размере «минус» 54,8 млн.долл.США и увеличилось относительно уровня января-мая 2021 г. на 28,9 млн. долл. США.
Достигнута положительная динамика по следующим видам услуг:
транспортным – 68,6 млн. долл. США, или 110,8% к уровню января-мая 2021 г. (удельный вес – 58,5%);
компьютерным, телекоммуникационным и информационным – 21,3 млн. долл. США, или 123,4 % (18,1%);
строительным – 7,4 млн. долл. США, темп роста – 122,3% (6,3%);
туристическим – 2,9 млн. долл. США, или 147,2% (2,5%);
медицинским – 1,0 млн. долл. США, или 119,2% (0,8%).
На пять стран приходится около 79% экспорта услуг области: Россия (удельный вес – 50,4%), Польша (10,4%), Литва (7,1%), Германия (5,8%) и США (4,9%).
В целом по области выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг за январь – май 2022 г. составила 12,5 млрд. рублей, или 113,5 процента к январю – маю 2021 г., чистая прибыль – 1,2 млрд. рублей, или 138,0 процента.
С убытками работали 98 организаций, или 14,9 процента от общего количества (январь – май 2021 г. – 108 и 16,4 процента соответственно).
Рентабельность продаж на 1 мая 2022 г. составила 12,0 процента и увеличилась по сравнению с январем – маем 2021 г. на 3,1 процентного пункта.
Рост совокупных поступлений доходов в консолидированный бюджет области на 1 июля 2022 г. составил 118,1 % при задании на год – 107,8 %.
Уровень безработицы на 1 июля 2022 г. составил 0,2 процента к численности экономически активного населения.
Номинальная среднемесячная заработная плата в области увеличилась к январю – июню 2021 г. на 16,0 процента (задание на январь – июнь 2022 г. – на 9,5 процента) и составила 1357,6 рубля. Изменение реальной заработной платы – 101,2 процента.
ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ – ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Материалы подготовлены Академией управления при Президенте Республики Беларусь
на основе информации Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, материалов БелТА
Вопросы строительства в целом, и, особенно, обеспечения граждан качественным и доступным жильем, находятся на постоянном контроле Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.
Как заявил Глава государства 4 января 2022 г. на совещании по актуальным вопросам развития строительной отрасли, если «нет строительства – нет развития страны. Это аксиома, и всем понятно». Данная отрасль действительно является одной из ключевых для экономики нашей страны и во многом определяет не только экономический рост, но и решение социальных задач государства. Поэтому основным приоритетом строительной отрасли является именно жилищное строительство.
Посещая 17 июня 2022 г. г.Бобруйск, белорусский лидер обозначил глобальную цель жилищного строительства – не стягивать все население страны в Минск, а повсеместно создавать условия для работы и жизни людей. Тем более сейчас – когда как никогда актуальна тема импортозамещения, а значит, и создания новых и развития имеющихся производств по всей стране.
Для достижения этой и других целей государством используется ряд инструментов, способов и механизмов, о сути которых будет рассказано далее.
Основные направления государственной жилищной политики в Республике Беларусь
Одним из ключевых нормативных правовых документов, регулирующим основные направления государственной жилищной политики в Республике Беларусь, является Государственная программа «Строительство жилья» на 2021–2025 годы (далее – Государственная программа), цель которой – повышение уровня обеспеченности населения Республики Беларусь доступным и качественным жильем.
К числу приоритетных направлений реализации Государственной программы относятся:
развитие разных форм удовлетворения жилищных потребностей граждан в зависимости от их доходов, предпочтений и места проживания как с использованием мер государственной поддержки, так и с применением новых механизмов финансирования строительства;
увеличение объемов строительства общей площади жилья, жилья с государственной поддержкой, арендного жилья и домов, в которых электрическая энергия используется для отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи;
обеспечение жильем состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих, многодетных семей, а также детей-сирот, инвалидов и других социально уязвимых категорий граждан и др.
Ежегодный объем ввода в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования планируется увеличить с 4 млн. кв.м в 2021 г. до 4,5 млн. кв.м в 2025 г. Рост объемов строительства жилья предполагается как в целом по республике, так и по регионам.
Отдельно следует остановиться на относительно новом для нашего государства направлении в обеспечении граждан доступным жильем – развитии арендного жилья.
Объективно говоря, далеко не все имеют возможность приобрести жилую недвижимость в собственность и далеко не у всех доходы позволяют оплатить разницу, которая сформируется между кредитом и реальной ценой квартиры. Арендное жилье позволяет человеку в соответствии с его доходами принимать решение, продолжать ли арендовать эту квартиру либо через некоторое время ее выкупить.
Кроме того, это перспективное направление, являющееся трендом для многих стран мира, помогает повысить доступность жилья не только для «очередников», но и в целом для всех желающих получить его. Арендное жилье также способствует обеспечению бóльшой мобильности трудовых ресурсов, ведь на данный момент многие граждане «связаны» собственностью и при поиске работы отдают предпочтение тем вариантам, которые находятся ближе к дому.
За 2021 г. в Беларуси возведено 120 тыс. кв.м арендного жилья. Ввиду его очевидной востребованности, по итогам пятилетки эту цифру планируется увеличить в 5 раз и довести количество возводимого жилья до 600 тыс. кв.м в год. Строить будут не только в столице, но и в областных и районных центрах.
Сформированная законодательная база позволяет в ближайшей перспективе сделать упор на широкое строительство индивидуального жилья, а также развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры к такому жилью. Расширение индивидуального жилищного строительства также остается одним из важных направлений строительства жилья в текущей пятилетке.
Формирование цен на строящееся жилье
Цена квадратного метра является одним из важнейших факторов для любого белоруса, намеревающегося обзавестись собственным жильем. Действующее в нашей стране законодательство строго регламентирует этот показатель и не позволяет застройщикам выставлять произвольные цены на новостройки. Формирование стоимости происходит на основании разработанной проектными институтами и прошедшей экспертизу проектно-сметной документации с учетом особенностей в зависимости от источника финансирования.
В соответствии с Директивой Главы государства от 4 марта 2019 г. № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли», соотношение стоимости одного квадратного метра жилья с господдержкой не должно превышать среднемесячную заработную плату по стране. В 2021 г. стоимость одного квадратного метра составляла не более 90% от среднемесячной зарплаты, в январе-марте 2022 г. – 76%.
Стоимость строительства 1 кв.м жилого дома с господдержкой определяется в соответствии с Инструкцией по определению стоимости строительства 1 кв.м жилого дома в базисном и текущем уровнях цен, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 15 апреля 2008 г. № 18 «Об утверждении Инструкции по определению стоимости строительства одного метра квадратного жилого дома в базисном и текущем уровнях цен».
При долевом строительстве жилья стоимость строительства определяется в соответствии с нормативными правовыми актами.
Стоимость строительства жилого дома на дату начала выполнения строительно-монтажных работ определяется с применением прогнозных индексов цен в строительстве с учетом нормативной продолжительности строительства и остается неизменной на весь период строительства.
Фактическая (окончательная) стоимость 1 кв.м общей площади квартир жилого дома (жилой части дома) формируется застройщиком на основании фактических затрат, связанных со строительством объекта, и первичных учетных документов.
Для недопущения чрезмерного роста таких фактических затрат в условиях санкционного давления, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2022 г. № 447 введено жесткое регулирование цен на товары, используемые в строительстве. Их перечень сформирован посредством определения материалов, имеющих наибольший удельный вес в стоимости строительно-монтажных работ. В то же время, так как цена товаров складывается из затрат, на которые производитель повлиять не может, предусмотрен механизм регулирования стоимости не только непосредственно материалов, используемых для строительства, но и сырьевых составляющих их производства.
В сфере коммерческого жилья ценообразование определяется рыночными законами спроса и предложения, и зависит от покупательской способности населения и объема предложений на рынке.
Говоря в целом, то согласно данным Белстата, средняя стоимость 1 кв.м общей площади жилья за январь-март 2022 г. по Беларуси составила 2352 руб. В разрезе регионов с этим показателем можно ознакомиться на приведенной диаграмме (рис. 1).
\ Средняя стоимость 1 кв.м общей площади жилья (январь–март 2022 г.)
Государственная поддержка граждан в решении жилищных вопросов
Гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим право на государственную поддержку, государство оказывает поддержку в виде кредитов на строительство жилья – как льготных (по Указу Президента Республики Беларусь № 13 от 6 января 2012 г., (далее – Указ № 13), так и субсидируемых (по Указу Президента Республики Беларусь № 240 от 4 апреля 2017 г. (далее – Указ № 240).
В целях совершенствования государственной жилищной политики, а также урегулирования вопросов, возникших в процессе практической реализации указов Главы государства, регламентирующих вопросы строительства или приобретения жилья с господдержкой, 1 октября 2021 г. был подписан Указ № 375 «О мерах по оказанию государственной поддержки» (далее – Указ № 375), которым корректируются некоторые нормы указов № 13, № 240 и иных.
Без преувеличения можно сказать, что Указ № 375 – это наглядное проявление заботы государства о людях.Он предоставляет право на внеочередное получение государственной поддержки гражданам, которые стоят на учете нуждающихся по месту жительства в областных центрах и г.Минске и осуществляют строительство (приобретают жилье) в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек (кроме Минского района).
Справочно.
Чтобы лучше понять суть Указа, можно обратиться к следующему примеру.
Гражданин стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в условном Минске или Витебске и изъявляет желание построить жилье на селе, чтобы переехать туда жить. Получить государственную поддержку под эту цель он не может, потому что вести строительство или приобретать жилье можно было только в том населенном пункте, где стоишь на очереди – а в крупных городах они достаточно большие.
Новый Указ снимает эти ограничения, и теперь гражданам предоставляется право вне очереди построить квартиру или дом в населенных пунктах с численностью менее 20 тыс. чел.
Что касается очередников в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, то они могут рассчитывать на поддержку государства при возведении жилья в сельских населенных пунктах, за исключением тех населенных пунктов, которые относятся к Минскому району. Данная мера призвана сократить отток людей из небольших населенных пунктов, тем самым укрепив регионы страны и сохранив человеческие ресурсы, в том числе и трудовые.
Говоря о многодетных семьях, то они всегда были и остаются в приоритете у государства. Для дополнительной защиты их интересов в Указе № 375 увеличивается до 23 лет возраст детей, при котором предоставляется право на получение финансовой помощи в погашении льготных кредитов либо субсидии на погашение основного долга по кредитам, полученным в рамках Указа № 240. Ранее такое право предоставлялось многодетным семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет. Сейчас возраст детей увеличен до 23 лет, но при условии, что они не вступили в брак и проживают вместе с родителями.
Для дополнительной поддержки отдельных категорий граждан увеличен до 30 кв.м (ранее 20 кв.м) норматив кредитования квартир в блокированных жилых домах для граждан, постоянно проживающих и работающих на селе. Эта норма действует, если эти граждане строят на селе квартиру общей площадью более 100 кв.м.
Кроме того, с 3 до 6 месяцев увеличен срок возврата гражданами в бюджет перечисленных им сумм субсидий на погашение кредита, если они принимают решение отказаться от строительства жилья с государственной поддержкой.
Также Указом № 375 увеличена на 15 кв.м максимальная нормируемая стоимость жилья семьям, у которых ребенок признан инвалидом после принятия решения о предоставлении господдержки и имеет право на дополнительную площадь. Такое увеличение может быть только в процессе строительства семьей жилого дома.
Таким образом, Указ № 375 имеет ярко выраженную социальную направленность, является последовательным продолжением и углублением проводимой государством политики по поддержке населения.
Механизмы финансирования строительства (реконструкции) и приобретения недвижимости для физических лиц
На сегодняшний день в республике существуют различные механизмы финансирования строительства (реконструкции) и приобретения недвижимости, в том числе кредитование на финансирование недвижимости с государственной поддержкой и кредитование за счет ресурсов банка.
В соответствии с Указом № 13 регламентирован порядок предоставления льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
Предоставление льготных кредитов гражданам осуществляет ОАО «АСБ Беларусбанк». Максимальный размер льготного кредита на строительство (реконструкцию) жилого помещения определяется по нормируемым размерам общей площади жилого помещения и не превышает 90% (для многодетных семей – 100%) стоимости строительства (реконструкции).
Максимальный срок, на который предоставляются льготные кредиты, не превышает 20 лет (для многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – 40 лет).
Процентные ставки по льготным кредитам на финансирование недвижимости устанавливаются в привязке к ставке рефинансирования Национального банка в зависимости от категорий граждан (в настоящее время в числовом выражении применяются ставки в размере от 1% до 5% годовых).
При этом Указом № 240 регулируется предоставление государственной поддержки в виде субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство жилых помещений, субсидии на погашение основного долга по этим кредитам. При этом под кредитами понимаются кредиты, предоставляемые на строительство жилых помещений на условиях банков. Максимальный срок предоставления кредита – 20 лет, процентная ставка по кредиту устанавливается в размере ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной на 3 процентных пункта (в настоящее время 15% годовых).
Субсидия на уплату части процентов предоставляется в следующих размерах:
многодетным семьям, имеющим троих детей в возрасте до 23 лет, в размере ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной на 2 процентных пункта, но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором;
многодетным семьям, имеющим четверых и более детей в возрасте до 23 лет, в размере ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной на 3 процентных пункта, но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором;
иным гражданам, оказание государственной поддержки которым установлено данным Указом, в размере ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной или уменьшенной на 2 процентных пункта, но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором, в зависимости от категорий граждан.
Субсидия на погашение основного долга предоставляется многодетным семьям:
при наличии троих детей в возрасте до 23 лет в размере 95% от суммы основного долга по кредиту;
при наличии четверых и более детей в возрасте до 23 лет в размере 100% от суммы основного долга по кредиту.
Предоставление государственной поддержки при кредитовании на финансирование недвижимости осуществляется с соблюдением принципа одноразовости получения государственной поддержки.
Доля кредитов с государственной поддержкой в общем объеме жилищных кредитов, предоставленных населению за январь–май 2022 г., составила около 75%.
Также кредиты на финансирование недвижимости могут предоставляться за счет ресурсов банка на рыночных условиях (с учетом стоимости привлеченных для этих целей средств).
Предоставление возможности банкам самостоятельно определять условия кредитования способствует развитию конкурентной среды на данном сегменте. Разные условия кредитования позволяют гражданам выбрать банк и наиболее приемлемый для них кредитный продукт.
Помимо строительства жилья с господдержкой, граждане могут воспользоваться иными механизмами приобретения жилья, такими как арендное и социальное жилье, ипотека, а также через жилищные строительные сбережения (в настоящее время принимаются меры по разработке банками Республики Беларусь соответствующего программного обеспечения).
Говоря омеханизме жилищных строительных сбережений (ЖСС), его целью является создание условий для удовлетворения всеми категориями граждан потребности в жилье с учетом их индивидуальных запросов и финансовых возможностей. Соответствующий Указ Президента Республики Беларусь был подписан 26 октября 2020 г. № 382 «О государственной системе жилищных строительных сбережений» (далее – Указ № 382).
Государственная система ЖСС предусматривает накопление ее участниками денежных средств в банковском вкладе (депозите) для финансирования улучшения своих жилищных условий с выплатой премии государства и предоставлением возможности получения жилищного кредита после истечения периода накопления по ставке ниже рыночной.
Указом № 382 предусмотрено, что ставка по жилищному кредиту на строительство жилья не может превышать ставку по вкладу (депозиту) более чем на 3%, что позволит гражданам оценить свои финансовые возможности на перспективу.
Отладка механизма ЖСС еще продолжается и потому пока что сложно сказать, насколько массовым будет строительство по новой схеме. Однако предполагается, что он сможет заметно оживить рынок жилья и повысить его доступность для населения.
Ипотека наряду с государственной системой ЖСС, а также существующими механизмами строительства жилья, может стать еще одной возможностью стимулирования граждан к улучшению своих жилищных условий. В целях развития ипотечного жилищного кредитования и создания дополнительных условий по обеспечению прав граждан-кредитополучателей 16 апреля 2020 г. подписан Указ Президента Республики Беларусь № 130 «Об ипотечном жилищном кредитовании».
В настоящее время данный финансовый инструмент пока не так популярен у населения, как кредитование, и в 2021 г. им всего воспользовались около 5 тыс. человек.
Упрощение порядка возведения и реконструкции объектов строительства
Одной из самых заметных новаций последних месяцев в сфере жилищного строительства является упрощение порядка возведения и реконструкции одноквартирных жилых домов и хозяйственных построек.
Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 13 июня 2022 г. подписан Указ № 202 «Об упрощенном порядке возведения и реконструкции объектов строительства» (далее – Указ № 202).
Действие этого Указа поможет упростить процесс строительства индивидуального жилья, которого в нашей стране строится достаточно много (в 2021 г. – 44% от общего ввода, в текущем году – уже больше половины всего жилья строится в индивидуальном исполнении).
Указом № 202 предусмотрено, что возведение и реконструкция одноквартирных жилых домов и хозяйственных построек на земельном участке, предоставленном для строительства и (или) обслуживания одноквартирного жилого дома, могут осуществляться гражданами:
в сельских населенных пунктах, расположенных на территории районов, прилегающих к г.Минску и областным центрам, поселках городского типа и городах (за исключением г.Минска) на основании паспорта застройщика (будет выдаваться по принципу «Одно окно», срок оформления – 1 месяц, стоимость – 25 базовых величин);
в иных сельских населенных пунктах на основании документа, удостоверяющего право на земельный участок, и при условии, что расстояние от границ соседнего (смежного) земельного участка до жилого дома составляет не менее трех метров, нежилых капитальных построек – не менее двух метров.
Справочно.
18 июля 2022 г. Президентом Республики Беларусь был подписан закон, излагающий в новой редакции Кодекс о земле. Помимо разрешения типовых проблем в сфере земельных отношений и иных вопросов, его положения предусматривают возможность предоставления гражданам земельных участков размером до 1 га для строительства жилых домов в сельских населенных пунктах, что в комплексе с положениями Указа № 202 значительно упрощает строительство на селе.
С вступлением в силу нового Указа при возведении и реконструкции одноквартирного жилого дома и хозяйственных построек в упрощенном порядке перестанут быть обязательными получение разрешительной документации, разработка проектной документации и согласование ее с местным исполнительным и распорядительным органом, а также последующая приемка в эксплуатацию объектов строительства.
Справочно.
В то же время, действующий порядок возведения и реконструкции этих построек (с получением всех разрешений, согласований, заключений и разработкой проекта) также сохраняется. Решение о применении упрощенного порядка принимается застройщиками самостоятельно.
Воспользоваться таким порядком можно будет при возведении объектов на территории всей республики, за исключением г.Минска
Как можно видеть, теперь строительству предоставляется полная свобода. Принятие Указа № 202 – справедливая новация, ведь деньги на строительство тратит хозяин, поэтому теперь именно он решает, что и как будет строить.
Справочно.
План действий при строительстве теперь выглядит следующим образом: 1) получить земельный участок; 2) обратиться в службу «Одно окно» за соответствующей административной процедурой о выдаче паспорта застройщика в случае, если стройка планируется в г.Минске, областных центрах или районах, которые находятся рядом с областными центрами. Если стройка планируется в сельской местности, то не требуется больше ничего.
Указ № 202 регламентирует строительство новых зданий и упрощает этот процесс с юридической точки зрения. Однако он не касается тех людей, которые уже приступили к строительству, или которые в силу некоторых объективных обстоятельств получили в наследство дома, построенные с определенными нарушениями.
Поэтому Президент Беларуси А.Г.Лукашенко 25 июля 2022 г. подписал указ № 253 «Об упрощенном порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства». Документом предоставлено право местным исполнительным и распорядительным органам принимать в эксплуатацию одноквартирные жилые дома и нежилые постройки, возведенные гражданами без разрешений и проектной документации (за исключением расположенных в г.Минске). При этом такие постройки не будут признаваться самовольными – таким образом, фактически объявляется «строительная амнистия».
Указ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и носит временный характер (до 1 января 2025 г.). Он позволит узаконить самовольные постройки, возведенные гражданами на земельных участках, полученных ими до 1 сентября 2022 г.
Итоги реализации государственной политики в области жилищного строительства и дальнейшие перспективы
В 2021 г. объем введенной в эксплуатацию общей площади жилых домов, построенных с государственной поддержкой для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, составил 1,33 млн кв.м (при плане в 1 млн кв.м).
Также в 2021 г. для многодетных семей было введено в эксплуатацию 12 192 квартиры общей площадью 929,6 тыс. кв.м (138,1% от запланированного).
Справочно.
Продолжают оставаться на контроле сроки строительства объектов. За последний год число жилых домов, сроки строительства которых были превышены, сократилось почти в 2 раза, а количество прочих объектов (в том числе относящихся к социальной инфраструктуре) – на треть.
В целом, в 2021 г. целевые показатели строительства жилья в Беларуси были выполнены как в части общих объемов сданных квартир, так и в части площади, построенной с поддержкой государства. Как итог – средняя по Беларуси обеспеченность жильем на одного человека составила 28,9 кв.м (рис. 2). Для сравнения, в России этот показатель составляет 27,7 кв.м, Польше – 25 кв. м, Казахстане – 22,6 кв.м, Азербайджане – 19,4 кв.м.
Обеспеченность жильем на одного жителя (на конец 2021 г.)
В 2022 г. темпы строительства не сбавляются. Так, за январь–май этого года:
введено в эксплуатацию 1,48 млн кв.м общей площади жилья (до конца 2022 г. планируется построить не менее 4,2 млн кв.м);
Справочно.
Самое большое задание по строительству жилья получила Минская область, где в текущем году должно быть построено не менее 1 млн кв.м, в том числе 220 тыс. кв.м – для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Увеличены показатели по объему жилья, которое будет возводиться в других областях нашей страны. В Брестской области планируется построить 640 тыс. кв.м, в Витебской – 355 тыс. кв.м, в Гомельской – 520 тыс. кв.м, в Гродненской – 475 тыс. кв.м, в Могилевской области – 330 тыс. кв.м.
построено 459,7 тыс. кв.м жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, с использованием государственной поддержки (до конца 2022 г. планируется построить 1,2 млн кв.м);
сдано 3384 квартиры для 3239 многодетных семей (до конца 2022 г. 8 334 семьи смогут въехать в новое жилье);
получили направление на улучшение жилищных условий 4 457 многодетных семей (к концу года их получит 9 675 семей).
Также до конца 2022 г. планируется сдать 268,78 тыс. кв.м жилья для семей с детьми-инвалидами, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 97,8 тыс. кв.м – для военных, 12,13 тыс. кв.м жилья – для специалистов сельхозорганизаций и работников социально-культурной сферы в сельской местности.
За период январь-июнь 2022 г. в Мостовском районе введено в эксплуатацию 2775 кв.м. жилья при доведенном задании на 2022 г. 4200 кв. м. (выполнение составило 66,1 %), в том числе:
- для нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляющих жилищное строительство с государственной поддержкой - 892 кв.м. при доведенном задании на 2022 г. 700 кв.м. (выполнение составило 127 %);
- многодетными семьями введено в эксплуатацию жилья общей площадью 229 кв.м. (1 индивидуальный жилой дом) при доведенном задании на 2022 г. – 3 индивидуальных жилых дома.
Населением введено в эксплуатацию 15 индивидуальных жилых домов, из них 8 - в сельских населенных пунктах.
ЗАО «Гудевичи» введен в эксплуатацию один многоквартирный (4 квартиры) жилой дом, общей площадью квартир 306 кв.м. в агрогородке Гудевичи. Всего введено в эксплуатацию жилья в сельских населенных пунктах общей площадью 1 610 кв.м. (12 квартир).
***
Как отмечает Президент, «жить в своем доме, на своей земле – стремление, близкое и понятное каждому белорусу».
Решение жилищного вопроса было и остается важнейшим направлением социальной политики государства. Ежегодно строятся миллионы квадратных метров жилья, улучшаются жилищные условия для нуждающихся, внедряются новые финансовые инструменты для повышения доступности жилья, совершенствуется законодательство.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ – ФУНДАМЕНТ СТАБИЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Материалы подготовлены Академией управления при Президенте Республики Беларусь
на основе сведений Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, материалов БелТА
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко неоднократно обращал внимание, что «рациональное использование земельных ресурсов – это фундамент стабильности государства».
Земля – это национальное достояние и важнейший ресурс, который нужно сохранить для будущих поколений. Поэтому у нас в стране земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда сохранены в исключительной собственности государства. Однако это не означает, что они недоступны простым людям – можно брать землю в долгосрочную аренду и в полной мере реализовывать свои намерения по ее использованию.
Для большой части жителей нашей страны решение земельных вопросов является весьма насущным. Поэтому на VI Всебелорусском народном собрании А.Г.Лукашенко подчеркнул – нужно дать людям возможность купить недорого неиспользуемые участки земли, особенно на хуторах и в маленьких деревнях.
На совещании у Главы государства, которое состоялось 15 февраля 2022 г., Президент одобрил передачу на места части полномочий по земельным вопросам и поручил Правительству включить в Кодекс Республики Беларусь о земле соответствующие изменения.
Результатом работы, проведенной Правительством совместно с облисполкомами и депутатским корпусом, стал подписанный Главой государства 18 июля 2022 г. Закон Республики Беларусь № 195-З «Об изменении кодексов» (далее – Закон), в соответствии с которым Кодекс Республики Беларусь о земле излагается в новой редакции.
Изменения будут вводиться поэтапно. Уже с 1 сентября 2022 г. вступят в силу отдельные нормы Закона, касающиеся возможности:
1) Приобретения в течение пяти лет (до сентября 2027 г.) земельных участков в частную собственность или долгосрочную аренду по пониженной цене (с учетом применения пониженных коэффициентов).
2) Узаконения самовольно занятых земель (так называемая «земельная амнистия») путем передачи права принятия решений в отношении самовольно занятых земель местным органам власти.
Справочно.
Принятие вышеуказанных решений возможно при соблюдении необходимых регламентов, требований, норм и правил, а также возмещении потерь производства (при их наличии) и внесении в местный бюджет денежных средств в размере кадастровой стоимости дополнительного земельного участка.
Данная норма позволит значительной части населения узаконить права на самовольно занятый земельный участок, а местным органам власти – решить накопившиеся проблемы землепользователей.
3) Оформления земельных участков в садоводческих товариществах по фактическому пользованию без необходимости внесения изменений в проекты застройки этих товариществ.
С 1 января 2023 г. вступит в действие обновленный Кодекс о земле, предусматривающий:
1) Расширение полномочий Совета Министров Республики Беларусь в части установления им порядков изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одних категорий и видов в другие, рассмотрения земельных споров местными исполнительными комитетами и др.
Справочно.
Передача этих полномочий Правительству позволит оптимизировать нормативные правовые акты в сфере земельных отношений для оперативного реагирования на вопросы, связанные с их применением. При этом ключевые подходы к изъятию и предоставлению земельных участков не изменятся, ведь единая государственная политика в области использования и охраны земель определяется Главой государства.
2) Снятие ряда ограничений в отношении сделок с земельными участками (включающие раздел, изменение границ и целевого назначения земельных участков при соблюдении землепользователями ряда условий).
До настоящего времени законодательством был установлен ряд ограничений в отношении сделок с земельными участками (в том числе с расположенными на них объектами незавершенного строительства), включающих раздел, изменение границ и целевого назначения земельных участков. Как показала практика, не всегда действие этих запретов было экономически обосновано и эффективно.
В связи с этим в новом Кодексе о земле устанавливается, что областные, городские и районные исполнительные комитеты вправе самостоятельно выдавать землепользователям разрешения на совершение сделок и иных действий с земельными участками (при соблюдении необходимых регламентов, требований, норм и правил).
Для исключения коррупционных проявлений, а также эффективного использования наиболее ценных земель г. Минска и областных центров (и их пригородных районов и иных территорий), одним из условий будет внесение землепользователем платы за земельный участок по его рыночной стоимости, но не ниже кадастровой.
3) Возможность предоставления без проведения аукционов дополнительных земельных участков, испрашиваемых:
гражданами – при использовании по целевому назначениюранее предоставленных земельных участков;
представителями бизнеса – в связи с развитием (расширением) производства товаров (выполнения работ, оказания услуг).
4) Определение местными органами власти целей предоставления земельных участков без аукциона на определенных территориях с учетом особенностей развития регионов.
5) Увеличение предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам, и возможность ведения личного подсобного хозяйства.
Так, в целях создания благоприятных условий для проживания населения устанавливается предельная площадь земельных участков, предоставляемых для строительства и обслуживания жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме, расположенных:
в г. Минске, областных центрах и городах областного подчинения – до 0,15 гектара;
в других городах и поселках городского типа – до 0,25 гектара;
на территории иных населенных пунктов, за исключением хуторов – до 1 гектара (было – до 0,25 гектара);
на территории хуторов – определяется с учетом местных условий и пожеланий граждан.
Также 4 гектара составляет максимальный размер земельного участка для ведения подсобного хозяйства.
Важным изменением является то, что теперь регистрация гражданина по месту жительства не требуется.
Такой подход даст местным органам власти действенный механизм для наведения порядка на земле в отдаленных сельских населенных пунктах и вовлечения в гражданский оборот неиспользуемых земель, расположенных как в границах этих населенных пунктов, так и за их пределами.
Кроме того, с 1 января 2024 г. в рамках цифровизации земельных отношений и для создания возможности дистанционного получения информации о свободных земельных участках начнет функционировать государственная информационная система «Единый реестр имущества». Она будет способствовать вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых земель и позволит всем желающим оперативно и бесплатно получать интересующую информацию о доступных земельных участках.
Одним словом, изменения Кодекса Республики Беларусь о земле отвечают актуальным проблемам и запросам граждан, не нарушают базовые принципы системы управления земельными ресурсами и сложившейся государственной собственности на землю в Республике Беларусь – потому что решение фундаментальных вопросов, касающихся использования сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения и лесных земель лесного фонда, сохраняется в полномочиях Президента.
В то же время, реализация данных нововведений окажет позитивный эффект на экономику и социально-экономическое развитие страны, а также будет способствовать:
повышению интереса граждан к отдаленным сельским населенным пунктам;
созданию более комфортных условий для жизни в сельской местности;
решению застарелых проблемных вопросов граждан и субъектов хозяйствования в сфере земельных отношений;
пополнению средств местных бюджетов, что даст им возможность развивать коммунальную и другую инфраструктуру.
***
Как отмечал Глава государства на совещании по вопросам совершенствования земельных отношений 15 февраля 2022 г., «трепетное отношение к земле заложено глубоко в менталитете людей, в их исторической памяти, культуре, традициях предков». Поэтому для многих граждан земельное законодательство по своей чувствительности сопоставимо с конституционными положениями.
Принятые изменения в Кодексе о земле учитывают этот аспект, но одновременно носят прогрессивный характер. Они позволяют комплексно решить накопившиеся противоречия в сфере земельных отношений и стимулируют землепользователей к разумному управлению своим имуществом.
2015 © Коммунальное производственное унитарное предприятие "Мостовская сельхозтехника"
новости района новости области афиша рубрика "было-стало"
Анонсы_мероприятий Доска почета Общественные организации(обновляется) Электронные_обращения