Мостовский районный исполнительный комитет
Коммунальное производственное унитарное предприятие
МОСТОВСКАЯ СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
ИСТОРИЯ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ –
ОСНОВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Материалы подготовлены
Академией управления при Президенте Республики Беларусь
на основе открытого урока Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко ”Историческая память – дорога в будущее“,
сведений Национальной академии наук Беларуси,
материалов государственных СМИ
Сегодня невозможно представить современную политическую карту мира без Беларуси. Наша страна – родной дом для почти 9,5 млн. граждан, фундамент которого создавался многими поколениями белорусов. Нас всегда связывало стремление быть хозяевами на своей земле, жить своим умом, не подчиняясь указке извне.
Именно такая независимая политика Республики Беларусь в наши дни стала причиной гибридной войны со стороны Запада. Нашим гражданам откровенно навязывают лживые и порочащие белорусскую историю антинаучные концепции, предпринимаются циничные попытки привить чуждые нам культурные модели, моральные и религиозные принципы.
Мы видим, как манипулирование ключевыми событиями прошлого способно выступить мощным орудием раскола в обществе (самый яркий пример – нынешняя Украина). В ряде стран политика переписывания истории, игнорирования общего прошлого народов уже привела к ”войнам памяти“, шествиям в честь ветеранов СС, героизации военных преступников и предателей Родины, дискриминации по национальному и языковому признакам, ”цветным“ революциям, экономическому кризису, а зачастую – и к краху государственности.
Противостоять этому можно, только выстроив свою комплексную систему патриотического воспитания, основу которого составляет знание истории своего народа.
Характеризуя ситуацию на международной арене, Президент Беларуси А.Г.Лукашенко во время открытого урока ”Историческая память – дорога в будущее“ 1 сентября 2022 г. заявил: ”Чтобы сохранить себя, свою землю, мы должны помнить и свои, и чужие уроки истории… Которые учат главному: под внешним управлением суверенитета нет. Управлять должны сами. А без суверенитета нет дома, нет семьи, нет будущего“.
Основные этапы становления белорусской государственности
Культурно-исторические или цивилизационные предпосылки будущей белорусской государственности закладывались в период Киевской Руси. Уже в IX веке у восточных славян сложились три государство-образующих центра вокруг городов Киева, Новгорода и Полоцка. При этом Полоцкое княжество становится не просто одной из частей первого общего восточнославянского государства, а регионом-лидером.
Сознавая общую ответственность за судьбу Родины, наши предки все делали сообща. Именно поэтому в Полоцке избрание князя, заключение договоров с другими городами, вопросы мира и войны решались горожанами на вече.
Одним из политических и торгово-экономических центров восточнославянских земель было Туровское княжество. Это был духовно-культурный просветительский центр на наших южных землях.
Всего на территориях, составляющих современную Беларусь, в разное время существовало более 20 княжений.
Государственные традиции Киевской Руси явились важнейшим фактором становления нового государственного образования – Великого Княжества Литовского (ВКЛ), во времена которого и сформировалась белорусская этническая общность.Значительной самостоятельностью в ВКЛ пользовались Полоцкое, Витебское, Слуцкое, Мстиславское, Пинское княжества. В ВКЛ к управлению активно привлекались представители белорусской знати. Языком государственного общения, на котором говорили, в том числе и литовцы, был старобелорусский язык. Основанный на местном, а не римском праве Статут ВКЛ 1588 года оставался главным источником права в Беларуси на протяжении более 250 лет. В Статут вошли нормы конституционного права, чего на то время не было в законодательной практике других европейских государств. Он обобщил государственно-правовые идеи того времени, некоторые из них опережали свое время: получила отражение теория разделения властей на законодательную (сейм), исполнительную (великий князь, административный аппарат) и судебную (Трибунал ВКЛ, земские и подкоморские суды, выборные и независимые от администрации).
Уже в первые десятилетия своего существования ВКЛ столкнулось с необходимостью отстаивания государственного суверенитета в борьбе с крестоносцами, которая заняла более 160 лет. После поражения Тевтонского ордена в знаменитой Грюнвальдской битве 15 июля 1410 г. германская агрессия была остановлена на более чем 500 лет.
В 1569 году, воспользовавшись ослаблением ВКЛ из-за Ливонской войны, Польское Королевство захватило украинские земли и заставило ВКЛ заключить Люблинскую унию. В результате была образована Речь Посполитая. Знать ВКЛ в обмен на привилегии быстро ополячивалась и стала проводником польских интересов. В условиях резкого сокращения белорусской элиты конфедеративная де-юре Речь Посполитая приобрела де-факто характер польского государства, в котором существование белорусского этноса не признавалось, а язык и культура были не защищены.
Нахождение белорусских земель в составе Речи Посполитой стало по факту этноцидом белорусов. Запреты и гонения со стороны польской шляхты, католического духовенства, политика религиозной дискриминации в отношении православного населения сдерживали развитие национальной культуры белорусского народа. Наши предки находились под тяжелейшим социально-экономическим гнетом. Положение крестьянства в Речи Посполитой было одним из худших в Европе. Обострение социальных противоречий существенно замедлило процесс нашего национально-государственного строительства.
В результате трех разделов Речи Посполитой между Австрийской империей, Прусским королевством и Российской империей в 1772,
1793 и 1795 годах земли, на которых сегодня расположена Республика Беларусь, были включены в состав Российской империи.
Это стало поворотным пунктом в исторической судьбе белорусского этноса, который рассматривался как часть триединого (великорусы, белорусы и малорусы) народа.
Вхождение Беларуси в состав Российской империи содействовало возрождению и развитию белорусских национально-духовных традиций. Именно поэтому попытки восстановления Речи Посполитой во время восстаний 1794 года, 1830–1831 гг., 1863–1864 гг. не нашли поддержки у белорусов.
В рамках Российской империи, казалось бы, загубленный, оставленный навечно в Речи Посполитой и превращенный в диалект белорусский язык получает свою новую жизнь, а вместе с ним начинает ощущать свою историческую значимость белорусский народ. Период XIX – начала XX вв. становится эпохой Национального Возрождения, когда была высказана национальная идея как историческая потребность самостоятельного общественно-политического и духовно-культурного существования и развития белорусского народа.
К концу XIX века термин ”белорусы“ закрепился за населением территории в границах современной Беларуси.
В ходе Первой мировой войны (1914–1918 гг.) часть белорусской территории оказалась под германской оккупацией, другая – стала прифронтовой зоной. Около 900 тыс. жителей белорусских губерний сражались против оккупантов, из них 70 тыс. отдали жизнь в боях за Родину.
Переломное значение в национальном самоопределении белорусов имели события Октябрьской революции 1917 г. Принятие 15 ноября 1917 г. Советом народных комиссаров Советской России ”Декларации прав народов России“ стало поводом для активизации национального движения в Беларуси. В декабре 1917 года состоялся первый Всебелорусский съезд на котором впервые было заявлено о намерении создать национальное белорусское государство.
В условиях германской оккупации в марте 1918 г. группой ”незалежницки“ настроенных белорусских националистов была провозглашена Белорусская Народная Республика. Авторы этого ”проекта“ рассчитывали на поддержку германского кайзера Вильгельма II. Однако это ”квази-государство“ не было признано ни правительством Германии, под оккупацией которой в то время находилась территория проживания белорусов, ни правительством России. Не признали БНР и правительства других ведущих стран. Свою юрисдикцию в этнических границах проживания белорусов БНР не осуществляла, не были сформированы органы власти на местах. Таким образом, БНР не стала реальным государством.
Образование 1 января 1919 г. Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ), напротив, явилось началом реального становления собственно белорусской национальной государственности. Стремление белорусского народа иметь собственное государство нашло поддержку у большевиков и было реализовано на практике.
ССРБ просуществовала до 27 февраля 1919 г., когда внешняя интервенция западных государств обусловила необходимость объединения белорусских и литовских земель в единую Социалистическую Советскую Республику Литвы и Белоруссии. Но и это государственное образование просуществовало недолго (19 июля 1919 г.), исчезнув с политической карты в результате польской оккупации.
С момента объявления независимости (11 ноября 1918 г.) Польша заявляла о территориальных претензиях на белорусские земли. Считая белорусские земли в качестве своих ”исторических“ территорий польские элиты рассматривали их в качестве земель для расселения польского населения.
Один из наиболее ярых сторонников инкорпорации Беларуси в состав Польши Владислав Студницкий-Гизберт писал: ”Ни о каком белорусском народе не может быть речи, ибо народ – это понятие политическое, а белорусы никаких собственных традиций не имеют… Для того чтобы польский народ был великим, для того чтобы польское государство осуществило свои исторические задачи на востоке, необходимо, чтобы Беларусь была присоединена к Польше как ее часть, как простая ее провинция или, вернее, колония…“.
По итогам Польско-советской войны (1919–1921 гг.), согласно Рижскому мирному договору от 18 марта 1921 г., западные белорусские земли, на которых проживало 4,5 млн. наших соотечественников, были присоединены к Польше. В составе ССРБ осталось только шесть уездов прежней Минской губернии.
На включенной в состав Польской Республики территории Западной Беларуси польские власти последовательно проводили полонизаторскую политику под лозунгом ”Польша для поляков“. Она осуществлялась методами экономической, политической и культурной дискриминации национальных меньшинств, а также с помощью репрессий и преследований.
Польская элита прямо говорила о необходимости решения своих экономических и демографических проблем за счет белорусской территории. На западнобелорусских землях запрещалось строить новые заводы и фабрики без специального разрешения, а отрасли промышленности, которые были экономическими конкурентами предприятий в самой Польше, ликвидировались. Промышленность была ориентирована не на производство промтоваров, а преимущественно на добычу и переработку сырья и сельхозпродукции.
В тяжелом положении находилась западнобелорусская деревня, где проживало более 80% всего населения края. Крестьяне страдали от безземелья, перенаселенности и налогового бремени, в то время как средний размер участков землевладельцев польской национальности на территории Западной Беларуси составлял 510 гектаров.
Социальная напряженность дополнялась национальным и религиозным гнетом. К 1939 году здесь было практически уничтожено белорусскоязычное школьное образование. Со второй половины июня 1934 г. до 17 сентября 1939 г. в местечке Береза-Картузская действовал концлагерь, режим в котором не уступал варварским порядкам в концлагерях нацистской Германии.
Суть политики Польши по отношению к населению западнобелорусской провинции раскрыл бывший польский премьер-министр Винценты Витос, который заявлял: ”Наш спор с Россией о восточных землях вызвал 15 войн и 3 восстания, и он еще не разрешен, и разрешить его можно только по двум направлениям – колонизацией и ассимилированием“.
Министру юстиции и главному прокурору в правительстве Юзефа Пилсудского Александру Мейштовичу принадлежат слова: ”Белоруссия самой историей предназначена быть мостом для польской экспансии на Восток. Белорусская этнографическая масса должна быть переделана в польский народ“.
30 декабря 1922 г. ССРБ выступила одной из четырех республик-основателей Союза Советских Социалистических Республик и вскоре была переименована в Белорусскую Советскую Социалистическую Республику (БССР). БССР были возвращены восточно-белорусские территории из состава РСФСР (1924, 1926 гг.).
Создание ССРБ – БССР изменило ход национальной истории, положило начало славной летописи собственно белорусской государственности и важному этапу ее реального становления, позволило консолидировать нацию, развивать свою самобытную культуру. Созданная по воле народа, а не милостью иноземных оккупантов, новая самостоятельная республика стойко преодолела жесточайшие испытания гражданской войны, внешней агрессии и всеобщей разрухи.
В результате освободительного похода Красной Армии в сентябре 1939 г. свершилось воссоединение Западной Беларуси с БССР. Объединение искусственно разделенного белорусского народа явилось актом исторической справедливости. На освобожденных землях были созданы условия для строительства новой жизни. Белорусы получили возможность развивать государственность в рамках единого национально-территориального образования.
Примечательно, что и в XXI веке правящие круги Польши продолжают претендовать на земли соседей. Так, польский президент Анджей Дуда прямо заявил, что очень скоро между Польшей и Украиной не будет границ, и они станут ”отстраивать совместно общее счастье и общую силу“. Парламент Украины в первом чтении принял законопроект ”Об установлении правовых и социальных гарантий для граждан Республики Польша, находящихся на территории Украины“, предполагающий установление особого статуса для поляков на территории Украины.
Победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов над фашизмом была достигнута благодаря беспримерной стойкости и героизму советских людей. Наш народ самоотверженно поднялся на борьбу против захватчиков. Это было всенародное движение сопротивления, направленное на отстаивание независимости Отечества, сохранение национальных традиций и духовных ценностей. Сегодня мы глубоко скорбим по тем, кто пал в жестоких боях за Отчизну. Славим всех, кто самоотверженно внес вклад в освобождение Беларуси и других стран от фашистского рабства, а в послевоенное время возродил общее Отечество ради будущих поколений.
Только среди уроженцев Беларуси – участников Великой Отечественной войны 73 полных кавалера ордена Славы, 449 Героев Советского Союза, в том числе четыре дважды Героя: Иван Якубовский, Степан Шутов, Павел Головачев, Иосиф Гусаковский.
В 1945 году в знак признания международным сообществом самоотверженной борьбы и значимости вклада в победу над германским нацизмом БССР стала одним из основателей ООН, получив тем самым мировое признание со стороны других государств и народов.
В советский период Беларусью были достигнуты впечатляющие успехи в промышленности и аграрной сфере, обновлении городов и сел, развитии науки и культуры, проведении миролюбивой политики. Именно в эти годы был заложен фундамент, на котором и сегодня прочно стоит Республика Беларусь.
В 1991 году после распада СССР на основе БССР было провозглашено нынешнее государство Республика Беларусь. С этого момента белорусский народ вступил в новый этап своего исторического развития.
В преодолении последствий развала СССР и поступательном развитии независимой Беларуси ведущая роль принадлежит Главе государства Александру Григорьевичу Лукашенко, который в принятии ответственных государственных решений всегда руководствовался волей народа. Идеи народного вече и народовластия, прообраз которых зародился в княжествах Киевской Руси, продолжили свою жизнь во Всебелорусских съездах, советах и в наши дни трансформировались во Всебелорусское народное собрание.
Справочно.
19-20.10.1996 – первое Всебелорусское народное собрание. Лозунг ”Только народ вправе решать свою судьбу“;
18-19.05.2001 – второеВсебелорусское народное собрание”За сильную и процветающую Беларусь“;
02-03.03.2006 – третье Всебелорусское народное собрание ”Государство для народа“;
06-07.12.2010 – четвертое Всебелорусское народное собрание ”Наш исторический выбор – независимая, сильная и процветающая Беларусь“;
22-23.06.2016 – пятое Всебелорусское народное собрание”Вместе – за сильную процветающую Беларусь“;
11-12.02.2021 – шестое Всебелорусское народное собрание”Единство! Развитие! Независимость!“.
Республика Беларусь продолжает развиваться, осваивать современные технологии, ее продукция пользуется спросом у зарубежных партнеров. Заканчивается ввод в эксплуатацию атомной электростанции, идет строительство биотехнологической корпорации, развивается ракетостроение и производство космических спутников, в Витебской области создается кластер, где будут производить антивирусные препараты. Белорусский народ продолжает писать свою историю.
***
Таким образом историческими формами белорусской государственности являются: Полоцкая земля, Туровское княжество, Киевская Русь, Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское, Российская империя. Это исторические формы государственности принадлежат не только белорусскому, но и другим народам.
Социалистическая Советская Республика Белоруссии, Социалистическая Советская Республика Литвы и Белоруссии, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Республика Беларусьотносятся к национальным формам белорусской государственности.
История белорусской государственности убедительно свидетельствует: суверенитет белорусов буквально выстрадан, завоеван ценой жизней миллионов людей. Испытывая во все периоды своего существования сильнейшее внешнее влияние, белорусский народ сумел сохранить свою уникальную идентичность и построить собственное государство.
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, выступая
17 сентября 2021 г. на патриотическом форуме, посвященном Дню народного единства, подчеркнул: ”Вся наша история порой трудного и драматичного пути к обретению и сохранению своей государственности не раз подтверждала древнейшую мудрость: сила в единстве“.
Патриотическое воспитание –
залог укрепления белорусской государственности
В основе народного единства белорусов – историческая память, приверженность традициям и почитание государственных символов. Это ключевые направления патриотического воспитания.
В рамках Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы, утвержденной в декабре 2021 г., проводится комплекс мероприятий. В том числе:
посещение историко-культурных объектов, мемориальных комплексов. Для посещения всеми категориями населения открыты музеи республиканского значения (Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Мемориальный комплекс ”Брестская крепость-герой“), мемориальные комплексы на местах бывших гитлеровских концлагерей ”Красный Берег“ и ”Тростенец“, Государственный мемориальный комплекс ”Хатынь“, мемориальные комплексы ”Курган славы“, ”Масюковщина“, ”Буйничское поле“ и др.
Справочно.
В течение января-августа 2022 г. проведено 34 экскурсий для 812 учащихся учреждений общего среднего образования Мостовского района:
мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой»;
музей истории Великой Отечественной войны;
мемориальный комплекс «Хатынь»;
историко-культурный комплекс «Линия Сталина»;
мемориальный комплекс «Курган славы» (г.Минск);
места боевой славы Мостовского района.
организация военно-патриотических клубов;
Справочно.
На данный момент функционирует районный военно-патриотический клуб «Гвардеец» (25 учащихся) на базе центра допризывной и медицинской подготовки государственного учреждения образования «Средняя школа № 5 г.Мосты», 8 военно-патриотических клубов (81 учащийся) на базе государственных учреждениях образования «Гимназия № 1 г.Мосты» («Витязь»), «Средняя школа № 2 г.Мосты» («Защитник»), «Средняя школа № 3 г.Мосты» («Патриот»), «Гудевичская средняя школа» («Следопыт»), «Дубненская средняя школа» («Патриот»), «Лунненская средняя школа имени Героя Советского Союза Ивана Шеремета» («Патриот»), «Правомостовская средняя школа» «Патриот»), «Рогозницкая средняя школа» («Зарница»).
проведение Вахты Памяти с целью увековечения памяти защитников Отечества и жертв войн;
Справочно.
Одна Вахта Памяти действует в городе Мосты (у памятника воинам-освободителям по улице Советской) в ходе проведения митингов, приуроченных ко Дню Победы, Дню Независимости Республики Беларусь.
организация военно-патриотической смены в оздоровительном лагере, военно-патриотических игр;
Справочно.
В летний период 2022 г. на базе государственного учреждения «Воспитательно-оздоровительный лагерь «Пацевичи» функционировала военно-патриотическая смена «Сильные духом» для 36 юношей.
7 мая 2022 г. на базе государственного учреждения образования «Мостовский районный центр творчества детей и молодежи» проведена военно-патриотическая игра «Орленок» для учащихся 8-11 классов учреждений общего среднего образования. В игре приняло участие 7 команд из 7 учреждений общего среднего образования (84 чел.).
поисковая работа по выявлению мест захоронений, установлению имен и судеб защитников Отечества и жертв войны;
Справочно.
На базе 7 учреждений общего среднего образования функционирует 7 поисковых клубов, отрядов: «Пламя», «Следопыт», «Наследие», «Поиск», «Корифей», «Память», «Связь времен». В поисковых объединениях занимается 71 учащийся.
Для сравнения: в 2020 году было 2 поисковые объединения, сплотившие 16 учащихся.
Организовано постоянное сотрудничество между белорусскими и российскими поисковиками (в их числе ”Благотворительный военно-исторический поисковый клуб ”Память и примирение“, общественно-патриотическая организация ”Западный рубеж“, поисковый отряд ”Наступление“ и др.). Поисковики наших стран за последние 15 лет сотрудничества уже подняли из белорусской земли и перезахоронили свыше 1 тыс. красноармейцев.
молодежные проекты, посвященные сохранению исторической памяти, в том числе в рамках проектов Союзного государства.
Справочно.
Всебелорусская молодежная экспедиция ”Маршрутами памяти. Маршрутами единства“, республиканский гражданско-патриотический проект ”Собери Беларусь в своем сердце“, республиканская акция ”Я гэты край Радзiмаю заву“.
В текущем 2022 г. – 15 призовых мест в областных этапах тематических конкурсов, 2 Диплома Министерства образования Республики во Всебелорусской молодежной экспедиции «Маршрутами памяти. Маршрутами единства» (государственные учреждения образования «Гимназия № 1 г.Мосты», «Песковская средняя школа».
В 2022 году по предложению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при всесторонней поддержке Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь был реализован молодежный проект ”Поезд Памяти“.
Справочно.
24 июня 20 учащихся учреждений общего среднего образования Мостовского района посетили выставочно-лекционный комплекс «Поезд Победы» в городе Гродно.
Приказом Министра образования Республики Беларусь от 25 мая 2022 г. № 368 ”О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию“ введена традиция чествования государственных символов Республики Беларусь в учреждениях образования.
Справочно.
Поднятие государственного флага и исполнение государственного гимна проводится на торжественных линейках, посвященных главным государственным праздниками, а также по случаю начала и окончания учебного года, четверти.
Все приведенные примеры мероприятий патриотического характера приносят заметные результаты.
Согласно республиканскому социологическому исследованию ”Мнение населения Республики Беларусь о патриотизме“, проведенному Институтом социологии НАН Беларуси с 28 февраля по 17 марта 2022 г., подавляющее большинство опрошенных – 90,9% – гордятся тем, что являются гражданами Беларуси.
Белорусы делают выбор в пользу деятельного патриотизма.
Патриотами себя считают 86,6% респондентов. По их мнению, быть патриотом Беларуси – это, прежде всего, жить и работать в Беларуси (55,5%), уважать государственную символику и историю Беларуси (50,2%), быть готовым в трудные времена защищать свою страну (44,4%), любить белорусскую культуру и язык (42,5%).
Понятие ”патриотизм“ существует в единстве с понятием ”Родина“. Для большинства опрошенных представление о Родине, в первую очередь, ассоциируется со страной, в которой они живут (62,8%).
Среди институтов, влияющих на формирование патриотических качеств у населения, на первом месте – институт семьи (57,6%). Далее следуют учреждения образования – 39,7% респондентов, СМИ – 28,0%, историко-культурное наследие – 23,6%.
В Беларуси идет процесс формирования гражданской нации. В общественном сознании белорусов символы суверенитета и независимости страны по значимости приближаются к символам Великой Победы. В качестве важнейших национальных символов респонденты на первое место ставят памятники Великой Отечественной войны, на второе, с небольшим отрывом, – государственную символику. Наиболее значимыми праздниками являются День Победы и День Независимости Республики Беларусь (День Республики).
Молодежь Беларуси государствоцентрична. Для молодого поколения белорусов значимость Дня Независимости выше чем для других возрастных групп, государственная символика входит в тройку важнейших национальных символов, а гражданство Республики Беларусь находится на первом месте по потенциалу сплочения нации.
В Беларуси обеспечивается преемственность исторического развития. Построенное на фундаменте победы дедов и прадедов в Великой Отечественной войне государство выступает основой народного единства для ныне живущих и развития будущих поколений белорусов.
***
Таким образом, путь Беларуси к независимому государству был долог и труден. Занять достойное место на европейском континенте нам позволил ряд факторов.
Сила духа и самоотверженный труд предков. Людей, способных преодолевать любые трудности, уверенно идти к намеченной цели. Именно это – основа всего достигнутого нашей республикой.
Белорусская земля, на которой наши прошлые поколения жили издревле. Земля, которая и по сей день является мостом, связующим цивилизации Запада и Востока. Преимущества геополитического перекрестка, в центре которого находится Беларусь, позволили нам не только преодолеть вызовы времени, но и приумножить национальное достояние.
И, естественно, – наше богатое историческое прошлое – источник древних традиций и непреходящих ценностей.
НАЧАЛО ОТОПИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА.
НАВЕДЕНИЕ ПОРЯДКА НА ПРИУСАДЕБНЫХ УЧАСТКАХ
Материал подготовлен
учреждением «Гродненское областное управление
МЧС Республики Беларусь»
За 8 месяцев текущего года в Гродненской области произошло 494 пожара (за аналогичный период 2020 - 533), погибло 45 человек (2020 – 42 человек).
Справочно: в республике 2021 году произошло 4222 пожара (2020 - 4076), погибло 414 человек, 4 из которых - дети (2020 – 397, 1 ребенок).
«Печные» пожары
В текущем году в Гродненской области зафиксировано 64 пожара из-за нарушений правил устройства и эксплуатации печного оборудования. В преддверии холодов специалисты МЧС проводят профилактические рейды и призывают домовладельцев внимательно следить за печками. Стоит помнить, что человеческая беспечность может стоить жизни.
Пожарная опасность печи заключается, прежде всего, в том, что поверхность ее элементов сильно накаливается. Именно нагретые до высоких температур стенки, патрубки, трубы могут быть источником воспламенения сгораемых материалов, находящихся в помещении, и строительных сгораемых конструкций (стен, перегородок, перекрытий, кровли), если они примыкают к поверхности печей или дымовых каналов. Пожар также может возникнуть из-за трещин и зазоров в кладке печей, дымовых каналов и топочных отверстий. В преддверии холодов важно позаботиться о собственной безопасности, проверить исправность печи и дымохода и устранить недостатки: вычистить сажу, заделать трещины глиняно-песчаным раствором и побелить дымоход на чердаке, чтобы впоследствии по закопченным местам можно было легко обнаружить трещины и устранить их. Важно навести порядок и в чердачном помещении: не складировать старые вещи и ветошь.
Чтобы избежать перекала печи рекомендуется топить ее два-три раза в день. За 2 часа до отхода ко сну топку печи следует прекратить. Перед дверцей печи на полу необходимо прибить металлический предтопочный лист, тем самым исключив возможность загорания деревянного пола от выпавших раскаленных углей. Его размер должен быть не менее 50х70 см. К сожалению, больше половины «печных» пожаров происходит в тех домах, где живут пожилые люди. Не каждому пожилому человеку под силу самостоятельно привести в порядок печное отопление. Всегда призываем детей позаботиться о своих родителях.
В январе в деревне Головачи Гродненского района горел жилой дом. Хозяйка – пенсионерка, 1945 года рождения незадолго до случившегося растопила печь. Спустя время услышала треск горящего шифера и обнаружила возгорание. Женщина самостоятельно выбралась на улицу, спасателей вызвали собравшиеся рядом соседи.
В результате пожара огнем повреждена кровля и перекрытие, имущество находящееся в доме, летняя кухня. Рассматриваемая версия произошедшего – перекал печи.
Электроприборы и электропроводка
Если сельчан согревает печь, то горожане в межсезонье зачастую прибегают к электрообогревателям. Специалисты отмечают: использование неисправных электроприборов и проводки таит в себе риск поражения электрическим током и угрозу возникновения пожара. Для того чтобы не допустить чрезвычайных ситуаций, необходимо соблюдать правила их использования. В первую очередь следовать инструкции. Важно помнить, что у каждого прибора есть свой срок эксплуатации, который в среднем составляет около 10 лет. Использование его свыше установленного срока может привести к негативным последствиям. Необходимо вовремя ремонтировать и заменять вышедшие из строя детали.
Используйте приборы, изготовленные только промышленным способом, ни в коем случае не используйте поврежденные и самодельные электрообогреватели. Убедитесь, что штекер вставлен в розетку плотно, иначе обогреватель может перегреться и стать причиной пожара. Не оставляйте включенными электрообогреватели на ночь, не используйте их для сушки вещей, не позволяйте детям играть с такими устройствами. Устанавливайте электрообогреватель на безопасном расстоянии от занавесок или мебели. Регулярно очищайте обогреватели от пыли, поскольку она может воспламениться.
Автономный пожарный извещатель (АПИ)
Вовремя обнаружить и избежать серьезных последствий помогает маленький, но очень эффективный прибор – автономный пожарный извещатель. Он реагирует на задымление и издает мощный звуковой сигнал, способный разбудить спящего и оповестить соседей о приближающейся опасности. В прошлом году в Гродненской области, благодаря АПИ, от гибели было спасено 8 человек, в целом по стране – 86 человек, в том числе 23 ребенка.
2 сентября в 21-10 в центр оперативного управления Дятловского райотдела МЧС поступило сообщение о загорании в жилом доме в д. Мировщина. Местная жительница рассказала диспетчеру, что из окон двухквартирного дома идет дым. Женщина предположила, что внутри может находиться человек. Подразделения спасателей и службы взаимодействия незамедлительно направились по указанному адресу.
Прибыв к месту, бойцы МЧС установили, что в одной из квартир плотное задымление. Спасатели оперативно ликвидировали загорание, не допустив распространения пожара на соседнее жилище. Огнем повреждено имущество в квартире, постельные принадлежности.
Выяснилось, что жилье принадлежит местному 45-летнему жителю. Как рассказал сам погорелец, он закурил и прилег на кровать. Разбудил его звук пожарного извещателя, который отреагировал на задымление. Хозяин квартиры проснулся, увидел, что горят постельные принадлежности и вышел во двор, где ожидал спасателей. Бригада скорой медицинской помощи госпитализировала мужчину в районную больницу.
Согласно Государственным программам «Социальная защита» и «Здоровье народа и демографическая безопасность», предусмотрено оборудование автономными пожарными извещателями жилья одиноких пенсионеров и инвалидов 1-2 групп, а также домовладений (квартир) многодетных семей и семей, где дети признаны находящимися в социально опасном положении. Кроме того, в данном случае квартиры и домовладения оборудуются АПИ с выводом сигнала на лестничную клетку, фасад частного дома, что позволит услышать соседям или прохожим звук сработки светозвукового устройства и спасти чью-то жизнь. Затраты по установке таких устройств, их техническому обслуживанию для указанных категорий берут на себя местные органы власти.
С целью обеспечения безопасности пожилых граждан в нашем регионе руководством области принято решение по установке автономных пожарных извещателей с выводом сигнала наружу в домовладениях граждан в возрасте 80 лет и старше. Данная работа активно ведется во всех районах области. На сегодняшний день уже 443 домовладения оборудованы подобными устройствами.
Наведение порядка на приусадебных участках
С приходом осени владельцы дачных участков и сельские жители примутся наводить порядок на придомовых территориях. Спасатели напоминают, что мусор и сухую траву можно сжигать только в костре. Делать это следует в безветренную погоду. Место, где будет костер необходимо окопать. Постоянно следите за огнем, держите под рукой лопату, огнетушитель или ведро с водой. Не забывайте про безопасные расстояния от строений и леса. После окончания сжигания мусора, горящие материалы следует потушить до полного прекращения тления.
В этом году беспечность при наведении порядка стало причиной пожара в Мостовском районе на котором сгорела почти целая деревня.
26 марта в 16-20 мостовским спасателям поступило сообщение о пожаре в деревне Руда Липчанская. Звонившая женщина была обеспокоена тем, что огонь быстро распространяется по сухой траве и просила помощи.
Порывами ветра пламя молниеносно охватило дома и хозпостройки. В ликвидации возгорания было задействовано десять пожарных расчетов, привлечены работники лесхоза и местного сельхозпредприятия на спецтехнике. Потребовалось более двух часов, чтобы справиться с огненной волной. Общими усилиями удалось уберечь от огня 8 жилых домов и 14 хозяйственных построек. Пожаром уничтожены 2 жилых дома, 3 нежилых дома и 17 хозпостроек.
Известно, что супруги приехали в родительский дом, который использовали как дачу, чтобы навести порядок на подворье. Собрали мусор и развели костер. Однако не учли сильный ветер, который в считанные секунды разнёс пламя на десятки метров.
Сотрудниками Следственного комитета устанавливаются обстоятельства происшествия.
Практически все травяные палы происходят по вине человека. Иногда травяные пожары могут служить причиной гибели людей – даже, несмотря на то, что непосредственной угрозы для жизни человека каждый конкретный поджог травы, на первый взгляд, не несет. Причины гибели людей могут быть разными. Самая очевидная - это то, что от травы могут загораться дома, леса и торфяники, а уже на этих новых пожарах могут гибнуть люди (причем самыми опасными являются торфяные пожары, которые очень часто возникают на осушенных торфяных болотах именно вследствие поджогов сухой травы). Менее очевидная, но не менее важная, причина гибели людей из-за поджогов сухой травы состоит в том, что дым травяных пожаров очень вреден для здоровья, и просто опасен для жизни людей, страдающих заболеваниями органов дыхания.
Так, уже в этом году сжигание сухой растительности стало причиной гибели четырех человек.
15 марта 2022 года гродненским спасателям поступило сообщение о том, что в реанимационное отделение больницы скорой медицинской помощи поступила 81-летняя женщина с ожогами 30% тела, полученными при самостоятельном тушении мусора и сухой растительности.
ЧП произошло около 16-00. Находясь на собственном подворье, в деревне Василевичи, пенсионерка наводила порядок и сжигала прошлогодний мусор. От костра загорелась сухая растительность. Когда огонь стал подбираться к постройкам, женщина испугалась и попыталась самостоятельно справиться с возгоранием. Во время тушения на ней загорелась одежда. На помощь к пожилой женщине поспешили соседи, которые справились с огнем и вызвали медиков.
22 марта в 12-16 диспетчеру Мостовского районного отдела МЧС поступило сообщение о загорании сухой растительности в садовом товариществе Савинка. Прибывшие подразделения спасателей остановили огненную волну, которая подбиралась к лесополосе.
Как рассказали соседи, заметив дым, они вызвали спасателей и принялись подручными средствами сбивать пламя. Ликвидировав возгорание, работники МЧС и сельчане обратили внимание на стоящий у домика велосипед и начали искать хозяина. На выжженной земле обнаружили без признаков жизни пенсионера, 1935 года рождения. Со слов местных жителей, утром мужчина приехал навести порядок на дачном подворье и сжигал сухие ветки. Вероятнее всего, пламя от костра перебросилось на сухую траву, и он пытался самостоятельно справиться с огнем.
Установлением причины гибели пенсионера занимаются специалисты Следственного комитета.
Напоминаем, что за выжигание сухой растительности и трав на корню, а также непринятие мер по ликвидации палов грозит административная ответственность и предусмотрен штраф в размере от 10 до 30 базовых величин. Разжигание костров в запрещенных местах влечет предупреждение или штраф до 12 базовых величин.
Наводить порядок на приусадебном участке и убирать накопившийся за зиму мусор следует соблюдая меры безопасности:
- сжигание мусора допускается в безветренную погоду;
- место, где планируете сжигать собранный мусор должно находиться на безопасном расстоянии от хозяйственных и иных построек, а также от лесных массивов и торфяников;
- обязательно окопайте место костра, запаситесь ведром с водой, лопатой и ни на секунду не оставляйте огнь без присмотра;
- после окончания сжигания оставшиеся угли пролейте водой до полного прекращения тления.
Часто жертвами становятся пенсионеры. Как правило, сжечь мусор для пожилого человека на первый взгляд кажется весьма простым способом. Однако заканчиваются такие истории трагедиями. Пожилые люди в силах бросить горящую спичку в кучу мусора, или поджечь траву. Но справиться с порывами ветра, быстро распространяющимся огнем им не под силу. Нередки и случаи, когда, надышавшись продуктами горения, пожилой человек попросту теряет сознание и погибает.
Если все же произошло загорание, и Вы не в силах самостоятельно его ликвидировать, то незамедлительно вызывайте пожарную аварийно-спасательную службу МЧС по номеру 101 или 112.
О ПРОФИЛАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ. ВОВЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ОРГАНИЗОВАННЫЕ ФОРМЫ ДОСУГА
Материал подготовлен
Главным управлением образования Гродненского облисполкома
«О профилактике семейного неблагополучия»
Семья – это базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. От социального климата в семье, духовного и физического становления в ней детей зависит успешность процессов развития и социализации несовершеннолетних. Семья обладает широкими возможностями для защиты детей и обеспечения их безопасности.
По закону родители несут ответственность за своих детей. Они обязаны воспитывать их, а также заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, защищать их права и интересы. Семьи, в которых родители не исполняют эти обязанности, считаются неблагополучными.
Неблагополучная семья – это семья, в которой родители пренебрегают нуждами своих несовершеннолетних детей, не выполняют свои родительские обязанности или жестоко с ними обращаются. Например, дети в таких семьях могут находиться без присмотра, бывают голодными, потому что дома не всегда есть продукты. Они не получают необходимого лечения, не учатся, носят не соответствующую сезону и возрасту одежду, подвергаются насилию и т. п.
Неблагополучные семьи не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
С учетом факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, можно говорить о семьях с явной (открытой) формой неблагополучия – так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов.
Обычно в семье с явной формой неблагополучия прослеживается неблагоприятный психологический климат, ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неполноценности, стыда за себя и родителей перед окружающими, страха и боли за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, алкоголя, наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма или наркомании, провоцирует созависимое поведение всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков – семейное заболевание, семейная проблема.
Вторую группу неблагополучных семей представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование несовершеннолетних.
В подобных семьях встречаются случаи, когда родители внушают детям чрезмерное стремление к достижениям, что часто сопровождается боязнью неудачи, страхом не оправдать ожидания родителей. Ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов, боится, что его будут любить, лишь пока он все делает хорошо. Эта установка даже не требует специальных формулировок: она так ясно выражается через повседневные действия, что ребенок постоянно находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса о том, как обстоят его школьные (спортивные, музыкальные и т.п.) дела. Он заранее уверен, что его ждут «справедливые» упреки, назидания, а то и более серьезные наказания, если ему не удалось добиться ожидаемых успехов.
Встречаются также семьи, которые поощряют выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрывают и подавляют. Или наоборот, семьи, в которых принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные — отвергать. Подобные установки не могут не отразиться на формировании личности ребенка. Он не столько учится чувствовать, сколько «играть в чувства», причем ориентируясь исключительно на положительную сторону их проявления, оставаясь при этом эмоционально холодным и отчужденным. Став взрослым, ребенок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности в заботе и любви, будет предпочитать невмешательство в личные дела человека, пусть даже самого близкого, а эмоциональное отстранение вплоть до полного отчуждения возведет в свой главный жизненный принцип.
В нашей стране профилактика семейного неблагополучия, прежде всего это меры, направленные на поддержание стабильности семьи и социальное развитие всех ее членов. В выявлении неблагоприятной для детей обстановки принимают участие различные государственные органы, государственные и иные организации:
организации здравоохранения – при оказании медицинской помощи или медицинских услуг, в том числе при патронажах, вызове врача на дом, при выездах скорой медицинской помощи, медицинском наблюдении и оказании медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде, в других случаях оказания медицинской помощи или медицинских услуг;
органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей – при назначении пособий и пенсий, государственной адресной социальной помощи, оказании социальных услуг, осуществлении иных функций;
территориальные органы внутренних дел – при посещении по месту жительства лиц, состоящих на профилактическом учете, при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому, в рамках рассмотрения в установленном порядке заявлений и сообщений граждан и юридических лиц;
органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям – при проведении пожарно-профилактической работы;
организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, – при выявлении фактов невнесения платы по погашению задолженности лицами, имеющими на воспитании детей, которые были в установленном законодательством порядке предупреждены о необходимости погашения такой задолженности;
государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях, – при продлении или расторжении договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии в отношении граждан, имеющих на воспитании детей и систематически нарушающих правила внутреннего распорядка в общежитии.
Иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку в пределах своей компетенции.
В нашей стране определен порядок действий государственных органов, государственных и иных организаций по выявлению неблагоприятной для детей обстановки и механизм межведомственного взаимодействия, что позволяет оперативно реагировать на факты семейного неблагополучия, своевременно защитить права и законные интересы несовершеннолетних.
Ключевая роль в системе раннего обнаружения неблагополучия семей, где воспитываются новорожденные дети и дети дошкольного возраста, не посещающие учреждения образования, принадлежит медицинским работникам, которые при оказании медицинской помощи выявляют:
семейно-бытовые условия, свидетельствующие о потенциальном неблагополучии для протекания беременности или для жизни и здоровья новорожденного (несовершеннолетнего);
несовершеннолетних, пострадавших от насилия или жестокого обращения;
несовершеннолетних, нуждающихся в медицинском обследовании, наблюдении или лечении вследствие уклонения либо ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по содержанию детей;
лиц, воспитывающих несовершеннолетних детей и злоупотребляющих алкогольными напитками, наркотическими, психотропными и токсическими веществами и др.
В учреждениях образования выявление неблагоприятной для детей обстановки осуществляется воспитателями, классными руководителями, кураторами учебных групп в процессе изучения особенностей семейного воспитания. Педагоги ежегодно посещают несовершеннолетних на дому и обращают внимание на санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности), наличие места для приготовления уроков, для сна и отдыха; особое внимание обращают на взаимоотношения между членами семьи.
Однако никто из граждан не должен остаться безучастным в ситуациях нарушения прав детей. Соседи, родственники неблагополучной семьи – каждый должен понимать свою ответственность за жизнь и здоровье детей, находящихся в поле зрения.
Если в поведении взрослых усматриваются признаки аморального поведения, имеет место злоупотребление алкогольными напитками, что негативно сказывается на несовершеннолетних, имеется прямая угроза жизни и здоровью детей, не удовлетворяются их основные жизненные потребности (потребность в пище, одежде по сезону, медицинской помощи, получении образования и др.), налицо факты жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних, имели место случаи оставления без присмотра малолетних детей – все это является поводом для незамедлительного обращения в государственные органы или организации, которыми будут приняты меры по защите прав детей:
учреждение образования, расположенное в микрорайоне проживания семьи;
районный или областной социально-педагогический центр;
управление (отдел) образования;
комиссия по делам несовершеннолетних районного исполнительного комитета;
правоохранительные органы.
Каждое сообщение, даже если оно поступит посредством телефонной связи, будет принято к сведению и организована проверка условий проживания и воспитания несовершеннолетних.
Контактная информация имеется на электронных ресурсах государственных органов или организаций.
В особых случаях, в соответствии с действующим законодательством, учреждение образования во взаимодействии с государственными органами, государственными и иными организациями (учреждением здравоохранения, отделом внутренних дел, отделом по чрезвычайным ситуациям и др.) проводит социальное расследование, в ходе которого изучается ситуация в семье, осуществляется сбор информации о ребенке (детях) и его родителях, имеющей значение для установления наличия или отсутствия критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетних.
В случае установления критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетних:
родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи;
не выполняют рекомендации медицинских работников, что угрожает жизни и (или) здоровью ребенка (детей);
в отношении родителей установлены факты, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида;
в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты потребления наркотических средств, психоторопных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия;
установлены факты жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему и др., учреждение образования обращается в координационный совет районного исполнительного комитета с ходатайством о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении.
В случае принятия такого решения совместно государственные органы и организации оказывают помощь семье, направленную на устранение причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.
Не менее значимым является и оказание помощи детям, находящимся в «трудной жизненной ситуации». Трудная жизненная ситуация — это обстоятельства, которые делают жизнь человека хуже, но с которыми он не может справиться сам. В случае с детьми такие ситуации — это сиротство, инвалидность, недостатки в физическом или психологическом развитии, финансовое неблагополучие семьи и т. п.
При этом трудная жизненная ситуация сама по себе не говорит о неблагополучии семьи, но она может спровоцировать это неблагополучие. Поэтому за детьми в такой ситуации тоже нужно наблюдать, а семье — пытаться помочь.
«Вовлечение детей и молодежи в организованные формы досуга»
Одной из форм организации свободного времени учащихся является дополнительное образование детей и молодежи.
Дополнительное образование сегодня – важная система образования, сочетающая в себе надежные и результативные механизмы воспитания, обучения и развития ребенка.
Этот вид образования направлен на развитие личности учащегося, адаптацию к жизни, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию, формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании.
В каждом районном центре Гродненской области есть учреждение дополнительного образования детей и молодежи – центр или дворец творчества. Возможность организовать досуг ребенка в регионе можно в 28 таких учреждениях, комнатах по месту жительства, а также дополнительное образование организовано в детских садах, школах, колледжах, вузах, детских домах, на дому.
Организация работы в данном формате позволяет обеспечить доступность получения дополнительного образования детьми и подростками, в том числе и с инвалидностью. Средняя наполняемость объединений учащимися составляет 12-13 человек.
Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется по 15 профилям, которые включают в себя различные направления деятельности: от художественного и социально-педагогического до технического, физкультурно-спортивного, эколого-биологического, а это вокал, хореография, изобразительное искусство, дизайн, робототехника, журналистика, театральное творчество, ораторское мастерство, исследовательская деятельность и др.
В учреждениях дополнительного образования в большинстве своем кружки работают на бюджетной основе. В них занимаются дети от 6 до 18 лет. Для детей с 3-х лет работают Школы раннего развития, а для молодежи с 18 лет и старше работают кружки на платной основе.
В Школах раннего развития организованы занятия по хореографии, изостудии, лепке, оздоровительной гимнастике, развитию речи, занимательной математике, английскому языку, шахматам, театральному творчеству и др.
Огромной популярностью пользуются «Авиамоделирование», «Трассовове автомоделирование», «Картинг» и «Информационные технологии».
Для старшеклассников организованы занятия по краеведению, лидерству, дизайну, шахматам, спортивному ориентированию, работают клубы интеллектуальных игр, «Территория инициативной молодежи», Молодежный парламент.
Областному Молодежному парламенту при Гродненском областном Совете депутатов в этом году исполняется 10 лет. За это время реализовано более 500 инициатив.
Образовательный процесс по дополнительному образованию организован как в учреждениях образования; так и на дому, и в иных организациях.
Чтобы записаться в объединение по интересам необходимо:
заполнить заявление установленного образца;
предъявить свидетельство о рождении или документ, удостоверяющий личность.
От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законным представителем.
В кружки по спортивно-техническому, туристско-краеведческому, физкультурно-спортивному, военно-патриотическому профилям и направлению «Хореография» также необходимо представить медицинскую справку о состоянии здоровья.
По итогам работы ежегодно проводится анкетирование учащихся, опросы родителей, анализируется работа объединений за учебный год, это дает возможность прогнозировать новый учебный год, открывать новые направления объединений по интересам.
Так, в учреждении образования «Гродненский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи» с нового учебного года заработает медиацентр для будущих журналистов, а также продолжает работу телешкола «Телестудия «Наше время». Знаковым событием для них станет I Национальный медиафорум – образовательное мероприятие, направленное на создание учебного пространства в сфере журналистики и профориентацию подростков.
Популяризации дополнительного образования способствует, проходящая традиционно в начале сентября Неделя дополнительного образования детей и молодежи. В этом году она проходила с 3 по 11 сентября. Неделя дополнительного образования – это яркие праздники-презентации и современные промо-акции, это Дни открытых дверей и колоритные творческие площадки, это информационно-развлекательные программы для детей всех возрастов. Мероприятия Недели охватывают более 40 тыс. учащихся. В это время организуется активная работа по привлечению детей и молодежи в объединения по интересам. Проходят выставки детского творчества по различным направлениям, концертные программы с веселым интерактивом, консультации педагогов и целый ряд других мероприятий, демонстрирующих достижения обучающихся.
В регионе ведется целенаправленная работа по вовлечению детей и молодежи в занятие спортом, популяризации среди населения здорового образа жизни.
Возможность для занятий спортом в Гродненской области обеспечивается в 54 специализированных учебно-спортивных учреждениях и Гродненском государственном училище олимпийского резерва. В указанных учреждениях культивируется 33 вида спорта. Кроме того, посещать спортивные секции дети и подростки могут на базе физкультурно-спортивных клубов и центров физкультурно-оздоровительной работы. К занятиям физической культурой и спортом в данных учреждениях по итогам 2021 г. привлечено 22,0 тыс. человек.
Ежегодно для отбора перспективных спортсменов проходят мероприятия по презентации видов спорта. В июле-сентябре во всех регионах области проводится акция «Запишись в спортивную школу», в августе – республиканский проект «Неделя, спорта и здоровья». В 2021 г. Национальным олимпийским комитетом Республики Беларусь создан культурно-спортивный проект «Вытокі. Крок да Алімпу». Город Лида стал первым регионом, принявшим участников этого мероприятия. В 2022 г. фестиваль прошел в г. Новогрудке. Юным участникам в возрасте до 14 лет была предоставлена возможность попробовать себя в различных видах спорта и получить ценные призы.
В повседневную жизнь населения пришло стремление быть здоровым благодаря умеренным физическим нагрузкам, а также желание участвовать в любительских соревнованиях. В данном направлении задача состоит в проведении спортивно-массовых мероприятий по различным видам спорта и создании условий для самостоятельных занятий.
В настоящее время в области функционируют 3 285 спортивных объектов. В период с 2018 года построены такие объекты как футбольный манеж и крытые теннисные корты в г. Гродно, физкультурно-оздоровительные комплексы в гг. Мосты, Новогрудок, Островец, Сморгонь, стадион для пляжных видов спорта в г. Щучине, многофункциональные спортивные площадки в гг. Вороново, Ивье, Лида, Свислочь, Слоним. Ведется реконструкция городских стадионов в гг. Волковыск, Мосты, Щучин. В 2021 году начаты проектно-строительные работы и в скором времени современные спортивные комплексы появятся в гг. Гродно и Слоним, крытая ледовая площадка в г. Островце.
Актуальной для молодежи является возможность заниматься физической культурой и спортом с учетом низких финансовых затрат, а также в пределах «шаговой доступности» от мест проживания, учебы. Для этого поступательно ведется обустройство объектов городской инфраструктуры, парковых и рекреационных зон малобюджетными спортивными объектами. За последние пять лет в Гродненской области появились более 50 комплексов уличных тренажеров и воркаут-площадок, более 25 спортивных площадок с искусственным покрытием для игровых видов спорта. Так, в рамках реализации социального проекта «Bonfesto – детям» мини-футбольные площадки с искусственным покрытием введены в строй в г.п. Вороново, гг. Волковыск, Дятлово, Ивье, Лида, Мосты, Новогрудок, Островец, Слоним, Скидель и Гродно. В гг. Лида, Слоним и Щучин оборудованы скейт-парки, в г. Сморгонь в рамках проекта Президентского спортивного клуба «Спорт для всех» построена воркаут-площадка и площадка для урбанбола. При поддержке акционерного общества «Концерн Росэнергоатом» в г. Островце оборудован современный баскетбольный стадион на базе учреждения образования «Гимназия № 1 г. Островца». В рамках конкурса благотворительных проектов Инжинирингового дивизиона Госкорпорации «Росатом» Островецким районным физкультурно-спортивным клубом оборудован веревочный городок для тренировочных занятий и соревнований по направлению «спортивный туризм», приобретены байдарки, походное оборудование и реализовывается проект по развитию водного туризма.
В современных условиях основная задача специалистов учреждений культуры заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха детей и молодежи, применение новых форм работы, создание условий полной самореализации в сфере досуга.
Для успешного осуществления работы по организации досуга детей и подростков, а также с целью занятости детей и подростков в учреждениях культуры клубного (смешанного) типа Гродненской области ведется целенаправленная работа по обеспечению условий для всестороннего развития юных граждан. Система организации досуговой занятости детей и молодежи в Гродненской области основывается на двух взаимодополняющих друг друга аспектах: посещение данной категорией любительских формирований учреждений культуры и их участие в культурных мероприятиях.
Справочно: за 6 месяцев 2022 г. проведено 7 295 мероприятий для детей и молодежи (в выходные дни – 2136 мероприятий).
На 01.08.2022 в Гродненской области функционирует 865 детских формирований, в которых занимается – 8299 подростка. Для наиболее эффективной работы в данном направлении в учреждениях культуры ведутся банки данных различных категорий детей.
В целях совершенствования досуга несовершеннолетних, расширения спектра предоставляемых культурных услуг специалисты учреждений культуры проводят социологические опросы и анкетирование на предмет досуговых предпочтений подростков, Дни открытых дверей, работают развлекательные площадки, осуществляется агитационная работа в оздоровительных лагерях на базе учреждений образования.
Популярными и востребованными среди молодежи видами досуговой деятельности являются развлекательные, познавательные мероприятия: флешмобы, квесты, тренинги, интеллектуальные игры, шоу-программы.
Одной из основных задач в работе клубных учреждений с детьми и молодежью является создание условий для творческой активности этой категории, а также организации интересного познавательного досуга, вовлечение их в различные виды творческой деятельности, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей с учетом возрастных особенностей.
Пересмотрев подход к работе с детьми, особенно с молодежью, исходя из желаний самой молодежи, внедряются новые формы работы: лазертаг, перфомансы, экшн-игры, квесты, фольк-вокал-батл, караоке-батл, шоу, конференц-споры, брифинги, ток-шоу, квиз (музыкальный, литературный, познавательный), игровой сейшн, театр теней, дайджест, аниме-пати и др.
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕПРАВОМЕРНЫМ ЗАВЛАДЕНИЕМ РЕКВИЗИТАМИ ПЛАСТИКОВЫХ БАНКОВСКИХ КАРТ И ХИЩЕНИЕМ СРЕДСТВ С КАРТ-СЧЕТОВ ГРАЖДАН, А ТАКЖЕ В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Материал подготовлен
управлением Следственного комитета Республики Беларусь
по Гродненской области
Борьба с киберпреступностью – одно из актуальных направлений в деятельности правоохранительных органов, о чем свидетельствуют ежедневные факты возбуждения следственными подразделениями области уголовных дел данной категории. Подавляющую их часть составляют хищения денежных средств с карт-счетов граждан путем завладения реквизитами банковских пластиковых карт.
Указанные общественно опасные деяния в Гродненской области фиксируются ежедневно, нередко за сутки более чем по 10 таких хищений.
Потерпевшими от названных уголовно-наказуемых деяний являются все слои населения – преподаватели, студенты, медицинские работники, пенсионеры, безработные, лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, а также работники различных организаций и предприятий. Все чаще имеют место случаи завладения крупными суммами.
Причины и условия, способствующие совершению преступлений – беспечность самих пользователей, а именно держателей банковских карт, их излишняя доверчивость, неосмотрительность, неосведомленность о способах защиты и компрометации платежных реквизитов.
Преступления названной категории характеризуются высокой степенью латентности, и, как следствие, крайне низкой раскрываемостью. Ввиду чего преступления названной категории легче предотвратить, чем раскрыть и найти виновного.
В настоящее время наиболее распространенными способами завладения реквизитами доступа к банковским счетам являются:
1. Вишинг (англ. vishing, от voice phishing) - один из методов мошенничества с использованием социальной инженерии, который заключается в выведении злоумышленников жертвы на желаемую модель поведения с целью завладения конфиденциальной информации для последующего хищения средств. Как правило, преступники маскируются в мессенджерах под логотипом узнаваемых белорусских банков, вводя в заблуждение потенциальных жертв. От имени банковского сотрудника или представителя правоохранительных органов злоумышленники сообщают жертве, что необходимо осуществить какие-либо действия с банковской платежной картой, так как кто-то либо пытается похитить с нее денежные средства, либо оформляет кредит, либо производит подозрительную оплату. Завладев реквизитами банковской платежной карты, преступники осуществляют хищение денежных средств с банковского счета потерпевшего. В последнее время наиболее актуальная схема - побуждение жертвы открыть кредит. Злоумышленники сообщают жертве о том, что якобы кто-то посторонний пытается открыть кредит на ее имя, и для его деактивации необходимо самостоятельно обратиться в банк и открыть кредит, переслав впоследствии реквизиты счета.
2. Фишинг (от англ. fishing - рыбная ловля, выуживание) - один из видов мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей (логинам и паролям) и последующего хищения денежных средств. Наиболее часто данная преступная схема реализовывает в отношении клиентов торговых интернет-площадок. Выступая в роли покупателя, злоумышленник находит продавца товара и вступает с ним в переписку в мессенджерах («Viber», «Telegram», «WhatsApp»). Он сообщает, что товар его заинтересовал и уже якобы совершил предоплату (зачастую высылается скриншот электронного чека о перечислении средств). Для того, чтобы получить данные средства, продавцу якобы необходимо пройти по гиперссылке и ввести данные. Невнимательный интернет-пользователь может и не заметить подмены, так как подобные страницы визуально схожи с оформлением сайтов известных сервисов (Куфар, ЕРИП, CDEK, Белпочта, сайты различных банков и др.). Адрес поддельной веб-страницы также может напоминать реальный (kиfаrdostavka.by, еrip-online.сот, bеlаrиsbаnk24.хуz, cdek-zakaz.info и др.). Если жертва «попадется на удочку» и заполнит форму, соответствующие реквизиты доступа к банковскому счету окажутся у преступника. Через считанные минуты злоумышленник осуществляет доступ к банковскому счету и переводит денежные средства на контролируемые им банковские счета или электронные кошельки, зарегистрированные на подставных лиц.
3. Свободный доступ к банковской карте. В ряде случаев причиной хищений с банковских счетов становятся не хитрые схемы мошенников, а банальная утеря карты, оставление ее в легкодоступном месте или передача иным лицам для осуществления разовых платежей. Разновидностью подобного легкомыслия является хранение фотоизображений банковских карт или платежных реквизитов в памяти мобильного телефона, в почтовом аккаунте или дистанционном облачном хранилище. При несанкционированном доступе к такому хранилищу преступник получает беспрепятственный доступ к банковскому счету его владельца. Риск остаться без заработанных денежных средств также увеличивает хранение РIN-кода рядом с картой (например, записанным на бумажке в кошельке или на самой банковской карте).
4. Покупка с предоплатой. Наиболее простой, но от этого не менее работающей формой интернет мошенничества, является размещение преступниками объявлений о продаже каких-либо товаров по бросовым ценам. Но для его получения (якобы посредством почтовой пересылки или службы доставки) требуется перечисление предоплаты или задатка на указанные «продавцом» банковскую карту, электронный кошелек. Обычно после перечисления ожидаемый товар так и не поступает, а «продавец» перестает выходить на связь.
5. Шантаж. В некоторых случаях злоумышленники могут угрожать разглашением различных компрометирующих сведений с целью вымогательства. Социальные сети – это кладезь персональной информации о человеке. Получив несанкционированный доступ к страницам в социальных сетях, переписке электронных почтовых ящиков и облачным аккаунтам и завладев изображениями, не предназначенными для публичного просмотра, преступники вступают в переписку с потерпевшими, требуя разные денежные суммы и угрожая в случае отказа распространить их в сети Интернет.
6. Онлайн-игры. Индустрия производства игр для персональных компьютеров и мобильных гаджетов давно стало высокодоходным бизнесом. Не удивительно, что повышенным вниманием она пользуется и у мошенников. Ценность тут представляют и аккаунты пользователей, к которым нередко привязаны реквизиты банковских платежных карт для покупки игровых преимуществ, и коллекционные предметы, которые игроки также нередко приобретают за реальные деньги.
В последнее время участились случаи создания фишинговых сайтов, ориентированных под запросы пользователей в поисковых системах. Граждане попадают на них прямо из Google и Yandex после запросов типа «Беларусбанк личный кабинет», «Белагропромбанк интернет банкинг» и т.д. Увидев знакомый заголовок и логотип сайта в выдаче результатов поиска и не удостоверившись в соответствии адреса сайта действительному доменному имени банковского учреждения, потерпевший заполняет открывшуюся форму авторизации. В результате введенные данные отправляются преступнику, а не банку.
Также приобрела популярность мошенническая схема, связанная с проведением якобы «рекламных акций» от имени известных в Беларуси торговых брэндов. После прохождения опроса на поддельном сайте (практически не отличимом от оригинального) пользователю для получения выигрыша предлагалось скачать и установить мобильное приложение, привязав к нему бонусную и банковскую карту. Если жертва выполняла это условие - мошенники получали реквизиты для хищения денежных средств.
Чтобы не стать жертвой киберпреступников необходимо придерживаться следующих правил:
- никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не сообщайте реквизиты своих банковских счетов и банковских карт, в том числе лицам, представившимся сотрудниками банка или правоохранительных органов;
- не следует сообщать в телефонных разговорах и при общении в соцсетях полный номер карточки, срок ее действия, код СVС/СVV (находящиеся на обратной стороне карты), логин и пароль к интернет-банкингу, паспортные данные, кодовое слово (цифровой код) из SMS-сообщений;
- в случае поступления звонка «от сотрудника банка» необходимо уточнить его фамилию, номер телефона, после чего завершить разговор и самим позвонить в банк или в круглосуточную службу сервиса, номер которой написан на оборотной стороне платежной карты. Сообщите о случившемся. Скорее всего, никаких несанкционированных операций не было, и никто из банка не звонил;
- в том случае, если с использованием Вашего счета и правда кто-то будет пытаться совершить несанкционированные операции и банк это заметит, то его сотрудники сперва инициативно заблокируют банковскую платежную карту, затем сообщат Вам причину принятого решения (ничего не уточняя) и пригласят посетить банк с паспортом для получения наличных денежных средств и написания заявления на перевыпуск карты;
- ни в коем случае не предоставляйте доступ к мобильному устройству посторонним лицам! Никогда не устанавливайте по просьбам незнакомых лиц программы удаленного доступа, такие, например, как «AnyDesk», «ТеаmViewer» и др. Не сообщайте незнакомым лицам сеансовые коды! Через эти приложения мошенники могут получить доступ к мобильному приложению интернет банкинга на Вашем устройстве и совершить хищение денежных средств. Учтите: сотрудники банков никогда не используют для связи с клиентами мессенджеры («Viber», «Теlеgrаm», «WhatsApp»);
- в настоящее время просто необходимо наличие второй банковской платежной карты, не привязанной к основному банковскому счету (например, зарплатному). Этой картой рассчитывайтесь в сети Интернет, заранее пополняя ее на необходимую сумму. В таком случае Вы сможете обезопасить свой основной банковский счет. Многие банки предлагают своим клиентам услугу выпуска «виртуальной карты». Процесс ее открытия не требует посещения клиентом банка и представляет собой достаточно быстрый процесс. В итоге Вы станете обладателем электронного аналога банковской карты, посредством которой сможете рассчитываться за услуги в сети Интернет без риска скомпрометировать основной банковский счет. Просто перед оплатой пополните ее необходимой суммой с основной карты - и никаких проблем!;
- каждый владелец банковских платежных карт может настроить собственный алгоритм безопасности при их использовании. Для обеспечения сохранности денежных средств, размещенных на банковских счетах, каждый держатель карточки посредством систем дистанционного банковского обслуживания может установить индивидуальные ограничения (лимиты/запреты). Среди основных - следующие: подключение технологии 3D-Secure (обязательное подтверждение операций, совершаемых держателями карточек с применением их реквизитов в сети Интернет); установление банком-эмитентом ограничение на проведение расходных операций (максимальная сумма и количество операций в определенный период времени); возможность самостоятельно устанавливать ограничения (на проведение операций в сети Интернет, на совершение операций в конкретной стране, на совершение отдельных видов операций);
- для доступа к системам дистанционного банковского обслуживания и личным аккаунтам необходимо использовать сложные пароли, исключающие возможность их подбора. Рекомендуется составлять комбинации паролей не менее чем из 12 знаков (цифры, буквы и символы в разном регистре). Создавайте уникальные пароли для каждого сервиса в отдельности. Стоит воздержаться от паролей, составленных из дат рождения, имен, фамилий - то есть тех, которые легко вычислить из общедоступных источников информации (например, тех же социальных сетей). Также следует регулярно менять пароли, чем чаще - тем лучше. Пользуйтесь только проверенным менеджерам паролей!;
- при поступлении в социальных сетях сообщений от лиц, состоящих в категории «друзья», с просьбами о предоставлении реквизитов банковских платежных карточек - не следует сразу же отвечать на подобные сообщения! Нередко такие просьбы рассылаются от имени друзей преступниками, взломавшими аккаунт в социальной сети и получившими доступ к конфиденциальной переписке. Поэтому сначала необходимо связаться с этим человеком (по телефону, лично встретиться) и уточнить, действительно ли он нуждается в помощи;
- в целях защиты устройств необходимо использовать лицензионное программное обеспечение, регулярно обновлять программное обеспечение и операционную систем. Установить антивирусную программу следует не только на персональный компьютер, но и на смартфон, планшет и регулярно обновлять ее.
2015 © Коммунальное производственное унитарное предприятие "Мостовская сельхозтехника"
новости района новости области афиша рубрика "было-стало"
Анонсы_мероприятий Доска почета Общественные организации(обновляется) Электронные_обращения