Мостовский районный исполнительный комитет
Коммунальное производственное унитарное предприятие
МОСТОВСКАЯ СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ЯНВАРЬ – СЕНТЯБРЬ 2022 Г.
Материал подготовлен комитетом экономики Гродненского облисполкома
В январе – сентябре 2022 г. объем валового регионального продукта составил 15,3 млрд. рублей, или 96,9 % к уровню 2021 года (задание на январь – сентябрь 2022 г. – 103,3 %), в том числе по видам деятельности: промышленность – 95,0 % (удельный вес – 36,0 %), сельское, лесное и рыбное хозяйство – 107,8 % (12,1 %), строительство – 88,9 % (4,4 %), оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов – 95,6 % (5,6 %), транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность – 79,6 % (3,6 %).
За январь – сентябрь 2022 г. произведено промышленной продукции на сумму 13,9 млрд. рублей, что составляет в объеме республики 11,2 %.
Индекс физического объема по набору товаров-представителей (ИФО) составил 95,3 %, в том числе: обрабатывающая промышленность – 95,1 % (удельный вес в общем объеме производства – 90,5 %), снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом – 96,0 % (7,8 %), водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – 93,9 % (1,5 %), горнодобывающая промышленность – 97,9 % (0,1 %).
В обрабатывающей промышленности производство продуктов питания, напитков и табачных изделий сложилось на уровне соответствующего периода 2021 года (удельный вес в общем объеме производства – 46,0 %), обеспечен рост в производстве электрооборудования – 105,1 % (0,9 %), кокса – 108,1 % (0,1 %).
На 1 октября 2022 г. на складах промышленных предприятий находилось готовой продукции на сумму 1 086,6 млн. рублей, удельный вес запасов в среднемесячном объеме производства составил 85,2 % (на 01.01.2022 – 69,2 %). За сентябрь 2022 г. запасы выросли на 1,7 млн. рублей (с начала 2022 года выросли на 274,4 млн. рублей).
Объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил 4,2 млрд. рублей, или 109,2 % к уровню января – сентября 2021 г. Сельскохозяйственными организациями, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, произведено продукции на сумму 3,6 млрд. рублей, или 109,8 %, в том числе животноводства – 97,5 % (удельный вес в валовой продукции – 53,2 %), растениеводства – 128,0 % (46,8 %).
На 1 октября 2022 г. намолочено 1 545,9 тыс. тонн зерна (без учета зерна кукурузы) в первоначально оприходованном весе при средней урожайности 49,5 ц/га. Валовое производство по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличено на 421 тыс. тонн и на 14,1 ц/га урожайность. Прирост валового сбора по области составил 37,4 %. Наибольший прирост валового сбора получен в Дятловском (66,8 %), Ивьевском (56,2 %) и Волковысском (44,8 %) районах.
Получен рекордный урожаи рапса. Всего намолочено 235,9 тыс. тонн (138,1 % к уровню 2021 года) при средней урожайности 35,1 ц/га (на 6,3 ц/га выше уровня 2021 года). Самую высокую прибавку по валовому сбору среди районов получили Дятловский (267,1 %) и Ошмянский (201,0%) район.
Урожай картофеля на 1 октября 2022 г. в сельскохозяйственных организациях области составил 324 ц/га (в 2021 году – 287 ц/га). Накопано 75,6 тыс. тонн картофеля (147,7 % к уровню 2021 года). В Гродненском, Щучинском и Новогрудском районах получено 499-373 ц/га.
Убрано 8,6 тыс. гектаров сахарной свеклы, накопано 404,5 тыс. тонн, средняя урожайность – 473 ц/га, что на 95 ц/га ниже прошлогодней. Самая высокая урожайность в Гродненском (733 ц/га), и Вороновском (539 ц/га) районах. Сахаристость корнеплодов – 16,81 % (в 2021 году – 15,79 %).
Заготовлено 28,2 тыс. тонн льнотресты при средней урожайности 41,9 ц/га (+ 7,4 ц/га к 2021 г.) и среднем сортономере 1,08 (в 2021 году – номер 0,87).
За январь – сентябрь 2022 г. выполнено строительно-монтажных работ (включая работы по монтажу оборудования) на сумму 1,3 млрд. рублей, или 78,9 % к январю – сентябрю 2021 г.
Значительно сократились объемы работ на РУП «Белорусская АЭС» (66,9 %), объектах жилищного строительства (89,3 %), инженерно-транспортной инфраструктуры (98,9 %), Госинвестпрограммы (84,8 %)и инвестпрограммы Гродненской области (78,4 %).
Объем выполненных подрядных работ составил 0,9 млрд. рублей, или 92,4 % к аналогичному периоду 2021 г. в сопоставимых ценах.
В январе – сентябре 2022 г. введено в эксплуатацию 348,2 тыс. кв. м. общей площади жилья (73,3 % от задания на 2022 год). Для граждан, осуществляющих жилищное строительство с государственной поддержкой, сдано 131,9 тыс. кв. м общей площади жилья (75,4 %). Введены в эксплуатацию 901 квартира для 894 многодетных семей (задание 1071 семья), направлены на улучшение жилищных условий 967 многодетных семей (при задании 1200 семей).
Построены 22 социальные квартиры общей площадью 1,0 тыс. кв. м. Введено арендного жилья общей площадью 11,4 тыс. кв. м. Ввод в действие индивидуальных жилых домов населением составил 115,1 тыс. кв. м., или 33,1 % от общего ввода жилья. Ввод в эксплуатацию жилых домов с использованием электроэнергии для целей отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления составил 17,4 тыс. кв. м. (58,0 % от задания на 2022 год).
Построено 229,2 тыс. кв. м. энергоэффективного жилья (100 % введенного в эксплуатацию многоквартирного жилья).
На жилищное строительство направлено 412,0 млн. рублей инвестиций.
В январе – сентябре 2022 г. на реализацию Инвестиционной программы Гродненской области на 2022 – 2024 годы направлено 126,9 млн. рублей. Введены в эксплуатацию объекты: «Пожарное депо 2 типа по ул. Слонимской в г. Дятлово», «Детсад-ясли на 230 мест в микрорайоне «Южный-2» в г. Гродно, позиция по генплану № 98», «Подключение скважин № 45208/89, № 394-13, № 6-Э/1994, № 405-13 к станции обезжелезивания расположенной в санитарной зоне скважины№ 36979/83 в г. Дятлово. 1-ый пусковой комплекс», «Модернизация здания учебного корпуса №2 ясли-сада-начальной школы по адресу: г. Ивье, ул. Пионерская, 41/1», «Пожарный аварийно-спасательный пост г.п. Сопоцкин», «Тепловая модернизация здания Гродненского горисполкома пл. Ленина, 2/1», «Устройство освещения придомовой территории в районе домов № 2, 4 по ул. Рябиновая и жилых домов № 36, 38, 40 по ул. Школьная в г.п. Красносельский Волковысского района», «Квартал многоквартирной жилой застройки по ул. Партизанская в г. Скидель. Детский ясли-сад на 190 мест (позиция № 8 по генплану)», «Модернизация гибридной операционной кардиохирургического корпуса по ул. Болдина, 9 под установку нового оборудования».
В соответствии с Государственной инвестиционной программой на 2022 год по области ведется строительство и реконструкция 32 объектов.
Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации составил 4 960,2 млн. рублей, или 99,4 % к уровню января – сентября 2021 г.
Количество торговых объектов увеличилось на 87 и составило 12 853 объекта, в том числе магазинов – на 25 единиц (общее количество – 6 442), торговая площадь увеличилась на 7,3 тыс. кв. м. и составила 737,9 тыс. кв. м. В области функционирует 46 рынков и 54 торговых центра.
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь индекс потребительских цен (далее – ИПЦ) на товары и услуги за сентябрь 2022 г. по отношению к декабрю 2021 г. составил 115,6%, в том числе на продовольственные товары – 115,7%, непродовольственные – 117,3%, услуги – 110,6%.
Ценовой ситуации в области характерны общереспубликанские тенденции: стабилизация ситуации на валютном рынке, восстановление цен на продовольственные сырьевые товары на мировых рынках, умеренная динамика цен в Российской Федерации, являющейся основным торговым партнером.
За январь – сентябрь 2022 г. объем инвестиций в основной капитал составил 2,5 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 85,0 % к уровню января – сентября 2021 г. (задание на январь – сентябрь 2022 г. – 101,5 %).
На показатели инвестиционной деятельности области продолжает оказывать значительное влияние завершение инвестиционного проекта по строительству атомной электростанции. За январь – сентябрь 2022 г. удельный вес инвестиций в основной капитал по РУП «Белорусская атомная электростанция» составил 19,1 % от общего объема инвестиций области (69,0 % к январю – сентябрю 2021 г.).
Технологическая структура инвестиций в основной капитал:
строительно-монтажные работы (включая работы по монтажу оборудования) – удельный вес 52,5 % (1,3 млрд. рублей, или 78,9 %);
затраты на приобретение машин оборудования, транспортных средств – удельный вес 33,6 % (0,9 млрд. рублей, или 92,4 %);
прочие затраты – удельный вес 13,9 % (0,3 млрд. рублей, или 93,5 %).
В сферу производства направлено 67,9 % инвестиций в основной капитал (1,7 млрд. рублей), в том числе в промышленность – 47,7 % к общему объему инвестиций (1,2 млрд. рублей), в сельское хозяйство – 19,2 % (0,5 млрд. рублей) и строительство – 1,0 % (0,02 млрд. рублей). В сферу услуг вложено 32,1 % от областного объема инвестиций в основной капитал, или 0,8 млрд. рублей.
В целом по области рост совокупных поступлений доходов в консолидированный бюджет области на 1 октября 2022 г. составил 119,9% при индикативном значении на январь – сентябрь 2022 г., используемом для мониторинга, – 106,3 %.
В январе – августе 2022 г. объем экспорта товаров составил 2 119,0 млн. долларов США (97,7 % к уровню января – августа 2021 г.). Сальдо внешней торговли товарами увеличилось на 75,8 млн. долларов США к январю – августу 2021 г. и сложилось положительное в размере 1050,4 млн. долларов США.
На долю 5 основных торговых партнеров области приходилось 75,3 % всего экспорта товаров: Россия – 53,0 %, Польша – 7,8 %, Украина – 6,0 %, Литва – 4,4 %, Дания – 4,1 %.
Достигнуто существенное увеличение экспорта в Данию (+79,1 млн. долларов США), Норвегию (+71,1 млн. долларов США), Узбекистан (+25,8 млн. долларов США), Китай (+15,8 млн. долларов США), Турцию (+13,3 млн. долларов США).
В январе – августе 2022 г. экспорт товаров в Российскую Федерацию уменьшился на 41,8 млн. долл. США, или на 3,6 % и составил 1122,0 млн. долларов США.
Экспорт в Европейский союз составил 0,5 млн. долларов США (92,9 % к уровню января – августа 2021 г.).
Наибольший удельный вес в экспорте в страны ЕС приходился на Польшу (22,9 %), Литву (19,1 %), Данию (17,6 %), Латвию (6,6 %) и Францию (5,6 %).
В январе – августе 2022 г. экспорт услуг по области составил 194,3 млн. долларов США, или 104,8 % к уровню января – августа 2021 г. Сальдо внешней торговли услугами сложилось отрицательным в размере «минус» 121,4 млн. долларов США и увеличилось относительно уровня января – августа 2021 г. на 7,4 млн. долларов США.
Достигнута положительная динамика по следующим видам услуг:
транспортным – 111,1 млн. долларов США, или 108,4 % к уровню января – августа 2021 г. (удельный вес – 57,2 %);
компьютерным, телекоммуникационным и информационным – 34,6 млн. долларов США, или 117,5 % (17,8 %);
строительным – 13,1 млн. долларов США, темп роста – 119,3 % (6,8%);
туристическим – 7,9 млн. долларов США, или 193,9 % (4,1 %);
медицинским – 1,8 млн. долларов США, или 126,0 % (0,9 %).
Вместе с тем снижен экспорт прочих деловых услуг и образовательных услуг: объем экспорта прочих деловых услуг составил 20,6 млн. долларов США, или 69,3 % (удельный вес – 10,6 %), образовательных – 4,4 млн. долларов США, или 71,2 % (2,3 %).
На пять стран приходится 81,5 % экспорта услуг области: Россия (удельный вес – 55,1 %), Польша (10,9 %), Литва (6,1 %), США (5,1 %) и Германия (4,3 %).
В целом по области за январь – август 2022 г. выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг составила 20,1 млрд. рублей, или 110,1 % к январю – августу 2021 г., получено чистой прибыли – 1,4 млрд. рублей, или 94,9 %.
Рентабельность продаж увеличилась по сравнению с январем – августом 2021 г. на 1,3 п.п. и составила 11,0 %, в том числе в организациях: сельского, лесного и рыбного хозяйства – на 2,1 п.п. и 13,0 %, торговли – на 1,8 п.п. и 3,0 %, промышленности – на 1,0 п.п. и 13,4 %, транспорта – на 1,0 п.п. и 2,5 %, строительства – на 0,2 п.п. и 5,4 % соответственно.
С убытком работали 83 организации, или 12,8 % от их общего количества, сумма убытка составила 0,16 млрд. рублей.
За январь – сентябрь 2022 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата увеличилась к соответствующему периоду 2021 года на 16,6 % (задание – на 9,5%) и составила 1 401,9 рубля, в том числе за сентябрь – на 17,3 % и 1467,5 рубля соответственно. Изменение реальной заработной платы к январю – сентябрю 2021 г. 100,8%, к сентябрю 2021 г. – 99,9 %.
В отраслях, финансируемых из бюджета, размер номинальной среднемесячной заработной платы составил 1 178,5 рубля, или 113,1 % к уровню января – сентября 2021 г., в том числе за сентябрь – 1 168,9 рубля и 111,5% к сентябрю 2021 г.
На 1 октября 2022 г. уровень зарегистрированной безработицы составил 0,2 % от численности рабочей силы.
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО:
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Материал подготовлен на основе информации Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Министерства жилищно-коммунального хозяйства,
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства энергетики Республики Беларусь, материалов республиканского семинара-совещания ”Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне“
Жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) – наиболее близкая людям сфера, поскольку включает большинство сторон нашей повседневной жизни: качественная питьевая вода, тепло в доме, ремонт подъездов, надежность работы лифтов, своевременный вывоз мусора, озеленение населенных пунктов и многое другое.
В Беларуси развитие ЖКХ направлено на обеспечение повышения комфортности проживания и безопасности граждан, экономической эффективности оказания населению жилищно-коммунальных услуг.
Сфера ЖКХ традиционно находится на особом контроле Главы государства. ”Основным критерием эффективности работы нашего коммунального хозяйства является оценка со стороны рядового потребителя. Мы все понимаем, что услуги ЖКХ – основа качества жизни людей. Если в квартире у человека тепло, в кране хорошая вода,
в подъезде и во дворе порядок, то и слова в ваш адрес будут только положительные“, – особо отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, на совещании по вопросам функционирования ЖКХ
5 апреля 2022 г.
1. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЖКХ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
1.1. Жилищный фонд, его содержание и эксплуатация
Жилищный фонд страны насчитывает свыше 1,5 млн. жилых домов общей площадью около 267 млн. кв. м, в том числе около 170 млн. кв. м (64%) – в многоквартирных домах. В государственной собственности находится менее 6% жилой недвижимости, остальные 94% – частная собственность граждан и юридических лиц.
В Мостовском районе на обслуживании районного унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства находится 283 тысячи м. кв. жилого фонда.
Каждый человек отдает предпочтение уютным и комфортным условиям проживания. Предоставление таких условий лежит на жилищно-эксплуатационных службах, в чьи непосредственные обязанности входит содержание жилфонда.
Результатом проведения последовательной политики в области эксплуатации жилищного фонда является крайне низкая площадь ветхих и аварийных жилых домов (не превышает 0,1% от общей площади жилья). Более того, ежегодно увеличиваются объемы ввода жилья после капитального ремонта в целях улучшения эксплуатационных показателей жилфонда.
Справочно:
С 2010 по 2021 год объемы ввода жилья после капитального ремонта увеличились более чем в 2 раза (с 1,4 до 3,4 млн. кв. м), что позволило довести удельный уровень капремонта в 2021 году до 2,8% от обслуживаемой площади.
В республике установлены единые подходы к проведению, планированию и финансированию капитального ремонта, а также перечень видов работ, финансируемых за счет средств, направляемых на капитальный ремонт жилфонда.
Необходимость проведения капитального ремонта определяется на основании обследования жилого дома и срока его службы. Списки нуждающихся в капитальном ремонте домов формируются местными исполнительными органами с перспективой на год, на 5 лет
и размещаются в средствах массовой информации, на интернет-сайтах исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах.
Отчисления на капремонт жилфонда производят все без исключения жители многоквартирных домов (на 1 ноября 2022 г. тариф составляет 0,1958 руб. за 1 кв. м ежемесячно).
Мостовским РУП ЖКХ за истекший период 2022 г. выполнено работ по капитальному ремонту жилфонда на сумму 1142,6 тыс. рублей, по текущему ремонту жилфонда – 85,2 тыс. рублей.
Проведен текущий ремонт 5 подъездов многоквартирных жилых домов. Введено в эксплуатацию после капитального ремонта общежитие в г. Мосты по улице Зеленая № 86 общей площадью 2057,7 кв. м. Ведутся работы по капитальному ремонту жилого дома №15 по улице К.Цеткин в г. Мосты.
В 2021 г. РУП ЖКХ выполнены работы по текущему содержанию благоустройства на сумму 1526,7 тыс. руб., по капитальному ремонту благоустройства на сумму 200,2 тыс. рублей за счет средств районного бюджета.
В 2021 году введено 9179,1 м. кв. общей площади жилых домов после капитального ремонта, что составило 3,3% обслуживаемой площади жилого фонда:
- капремонт жилого дома № 15 по ул. Волковича в г. Мосты (959,1 м²);
- капремонт жилого дома № 20 по ул. Ленина в г. Мосты (2723,0 м²);
- капремонт жилого дома № 25 по ул. Советской в г. Мосты (2081,0 м²);
-капремонт жилого дома №19а по улице Советской в г. Мосты (3416,0 м²).
Проведен текущий ремонт 10 подъездов многоквартирных жилых домов.
Белорусское государство оказывает поддержку гражданам путем субсидирования данного вида услуг: за счет бюджетных средств предусмотрены механизмы реализации энергоэффективных мероприятий в жилищном фонде (утепление фасада жилого дома, установка счетчиков тепла, замена системы отопления) с последующим возмещением собственниками жилых помещений части стоимости мероприятий (до 50%) в течение 10 лет равными ежемесячными платежами.
Справочно:
Тепловая модернизация 50 многоквартирных домов приводит к сокращению финансовых затрат на субсидирование оплаты тепловой энергии для населения из бюджета на 520 тыс. руб. ежегодно. Например, в месяц отопительного периода потребление тепловой энергии двухкомнатной квартирой площадью 48 кв. м в среднем составляет 1 Гкал; после проведения тепловой модернизации – уменьшится на 30% и составит 0,7 Гкал. Экономия по субсидированному тарифу для населения составляет порядка 6,5 белорусских рублей.
Это стало возможно благодаря положениям Указа Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2019 г. № 327 ”О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов“, который устанавливает механизм снижения теплопотребления жилого дома, позволяет повысить комфортность проживания граждан и предоставляет гражданам финансовую поддержку.
Согласно Указа № 327, решение граждан об участии в энерго-эффективных мероприятиях является добровольным, при этом собственники сами выбирают необходимые виды работ из предлагаемого перечня. Все работы по реализации энергоэффективных мероприятий выполняются за счет бюджетных средств, а граждане (собственники) возмещают затраты только после их реализации. Размер возмещения определяется пропорционально доле каждого собственника в общей площади жилых или нежилых помещений.
Поскольку в нашей стране поддержка семьи является национальным приоритетом,государство оплатит конкретной семье размер превышения платы за потребленные жилищно-коммунальные услуги (в пределах установленных норм)с учетом платы за реализацию энергоэффективных мероприятий, если плата будет превышать определенную долю в их совокупном доходе (20% в городе или 15% в сельской местности).
1.2. Развитие систем питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации)
Вопросы обеспечения населения качественной питьевой водой являются одной из важнейших задач белорусского государства, решение которой напрямую влияет на улучшение жизни людей.
Ощутимый результат принесли принятые Главой государства решения по строительству сетей водоснабжения, водоотведения в существующей индивидуальной застройке.
По данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства (далее – МЖКХ), в 2020 – 2021 гг. построено 68,52 км сетей водоснабжения и 48,51 км сетей водоотведения (канализации), что позволило повысить комфортность проживания населения (преимущественно в сельских населенных пунктах).
В целях создания комфортной среды проживания в Беларуси реализуется подпрограмма ”Чистая вода“ в рамках Государственной программы ”Комфортное жилье и благоприятная среда“ на 2021 – 2025 годы. К основным задачам подпрограммы относятся: обеспечение потребителей водоснабжением питьевого качества, обеспечение населения централизованными системами водоснабжения и водоотведения, повышение качества очистки сточных вод и надежности систем водоснабжения и водоотведения.
Справочно:
В рамках подпрограммы ”Чистая вода“ за 2021 год построена 201 станция обезжелезивания воды (в планах к 2025 году – 800), переподключено 12 населенных пунктов к централизованной системе водоснабжения с водой питьевого качества (в планах к 2025 году – 100).
В целом в Республике Беларусь построена 871 станция обезжелезивания воды, 61 населенный пункт переподключен к существующей централизованной системе водоснабжения с водой питьевого качества. Ежегодно выполняется замена сетей водоснабжения и водоотведения со сверхнормативными сроками эксплуатации в объеме не менее 3% от общей протяженности со сверхнормативным сроком эксплуатации. В результате доступ к качественной питьевой воде получили более 500 тыс. человек, проживающих преимущественно в сельской местности.
За текущую пятилетку планируется также повысить качество очистки сточных вод путем строительства и модернизации более 70 объектов очистных сооружений сточных вод, строительства около 300 водозаборных скважин, перевода г. Минска на водоснабжение из подземных источников и иных мероприятий, направленных на обеспечение потребителей водой питьевого качества.
В Мостовском районе к системе централизованного водоснабжения подключены 24,0 тыс. человек (88,9% населения), в т. ч. в городе Мосты 14,4 тыс. человек (94,9% населения). Обеспеченность водой питьевого качества (соответствует санитарным нормам и правилам) составляет 98,2%. 200 абонентов пользуются услугой централизованного водоснабжения не надлежащего качества (превышение ПДК по показателю «железо»). Для 100% обеспечения населения района качественной питьевой водой разработаны мероприятия по обеспечению населения Мостовского района качественной питьевой водой до 2025 г.
В 2021 г. выполнено строительство станций обезжелезивания в агрогородке Милевичи, деревнях Мальковичи, Мосты Левые. На выполнение данных мероприятий израсходовано 149,4 тыс. руб. из средств республиканского бюджета и 152,4 тыс. руб. из средств областного бюджета. Также в 2021 году в рамках реализации проекта международной технической помощи «Участие общественности и эффективное управление водными ресурсами в Мостовском районе» построены станции обезжелезивания в агрогородках Микелевщина, Стрельцы и деревнях Заполье, Голубы.
В 2021 г. проведена замена 1,9 км сетей водоснабжения и 0,2 км сетей водоотведения (канализации).
Водоснабжение всех потребителей Мостовского района осуществляется из подземных источников. Лабораторией Мостовского РУП ЖКХ проводится производственный лабораторный контроль качества питьевой воды хозяйственно-питьевых водопроводов на соответствие требованиям санитарных норм и правил.
1.3. Повышение надежности, технологической и экономической эффективности теплоснабжения
”Теплоснабжение – это не только одна из наиболее важных жилищно-коммунальных услуг, но и самая дорогая“ – отметил Президент А.Г.Лукашенко 20 октября 2017 г. на республиканском семинаре ”О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны“. Вместе с тем, население Беларуси не ощущает существенной экономической нагрузки, поскольку государство оказывает серьезную государственную поддержку.
Справочно:
Граждане возмещают лишь около 20% затрат на потребляемую тепловую энергию, остальные 80% покрываются бюджетом. Так, за 1 Гкал население платит по тарифу 21,75 рубля (общий тариф на сегодняшний день), в то время как себестоимость 1 Гкал составляет 118,95 рубля. Остальное доплачивает государство.
Примечательно, что в Беларуси курс на энергосбережениеосуществляется не за счет запретов и уменьшения подачи тепла (как сейчас происходит в Европе), а при помощи гораздо более разумных и эффективных мер.
Справочно:
Например, в настоящее время к неординарным мерам прибегают в ФРГ: в спортзалах г. Ганновера планируется поддерживать температуру не выше 15 градусов; в г.Мюнхене отключили горячую воду в офисах; власти земли Баден-Вюртемберга предложили населению отапливать в квартирах лишь одну комнату и вместо душа ”обтираться влажной тряпкой“. Цены производителей в Германии в сентябре выросли на 45,8% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Тарифы на газ для бытовых потребителей выросли на 29%, а на электричество – на 12%.
В Великобритании дома могут столкнуться с серией трехчасовых отключений электроэнергии, если подача газа из России прекратится. Почти 8 млн. британцев имеют проблемы с оплатой счетов.
Во Франции главным товаром в преддверии зимы стали грелки, спрос на которые вырос в среднем на 30%. Власти региона Гранд-Эст предупредили о возможной приостановке работы железнодорожного транспорта, если рост тарифов продолжится. Плата за проезд, по сравнению с прошлым годом, и так уже возросла почти на 10%.
В Чехии своя ”экономия“: не включают отопление в школах, детям на уроках раздают пледы; студентов предлагают перевести на дистанционное обучение.
В Нидерландах постепенно прекращают работу теплицы, несмотря на то, что именно на них приходится почти 40% объема выращенных в Европе овощей. Соответственно, сокращаются рабочие места.
В Венгрии планируется сэкономить на культуре: закрыть на зимний период старейшие театры, так как отсутствует возможность оплачивать выросшие в 8–10 раз счета за отопление.
В Румынии, где свыше половины населения уже отапливает дома дровами, Правительство ввело потолок цен на дрова.
В Польше власти некоторых городов рассматривают варианты закрытия ряда офисов (в оставшихся температура составит 18 градусов), бассейнов, отключения уличного освещения, создания уличных точек обогрева. Фиксируется резкий рост спроса на уголь.
Литовское правительство приняло решение использовать для отопления г.Вильнюса загрязняющий окружающую среду мазут. В столичном районе Вилкпеде счет за квартиру площадью 40 кв. м составляет 73 евро. Самые высокие цены фиксируют жители пос.Вежайчай Клайпедского района: за квартиру площадью 37 кв. м (из них 7 кв м – неотапливаемый коридор) счет со скидкой, одобренной горсоветом, составляет 208 евро.
В Эстонии по состоянию на 1 октября стоимость коммунальных услуг из расчета на квартиру площадью 85 кв. м составляет 260 евро (в сумму входит стоимость электрики, отопления, воды, вывоза мусора).
Почти идентичную сумму за коммунальные услуги платят в Латвии и Австрии – 238 и 237 евро соответственно.
Частью государственной политики по укреплению энергетической безопасности страны стало активное использование местных видов топлива. При этом речь идет не только о дровах и торфе, но и об отходах производств – это щепа, льняная костра и другие возобновляемые ресурсы.
Справочно:
В нашей стране на местных видах топлива работают порядка 70% котельных ЖКХ, а доля местных топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива достигла 44,3%.
В Мостовском районе из 15 котельных, находящихся на балансе Мостовского РУП ЖКХ 14 переведены на использование местных видов топлива. В сельской местности все котельные работают на МВТ. Удельный вес МВТ в топливном балансе за 2022 год составляет 47,5%.
Активное развитие получили пеллетные производства (пеллеты – гранулы биотоплива). С 2019 г. построено 16 новых заводов, всего – 21. Ранее белорусские топливные гранулы полностью уходили на европейский рынок. В связи с введенными Западом санкциями в отношении продукции белорусской деревообработки активно осуществляется поиск новых торговых партнеров. К следующему отопительному сезону организации Минлесхоза планируют полностью перейти на отопление пеллетами.
Коммунальные предприятия начали применятьпростые в использовании предизолированные трубы для подачи тепла, использование которых помогает сократить теплопотери, срок службы – около 50 лет.
Справочно:
За прошлую пятилетку организациями ЖКХ заменено 3,1 тыс. км тепловых сетей, что позволило стабилизировать количество тепловых сетей со сверхнормативными сроками эксплуатации и увеличить протяженность тепловых сетей с использованием предизолированных труб.
Мостовским РУП ЖКХ с 2013 г. по 2021 г. заменено 42,6 км тепловых сетей, в том числе за 2021 год – 3,1 км. Доля тепловых сетей с использованием предизолированных труб в общей их протяженности составляет 99,3 %. За январь-сентябрь 2022 г. проведены работы по замене 0,9 км тепловых сетей.
В связи с реализацией в нашей стране проекта по строительству Белорусской атомной электростанции у потребителей расширился спектр использования электроэнергии.
Справочно:
За январь – август 2022 г. объем потребления электроэнергии населением для нужд отопления и горячего водоснабжения вырос в 1,8 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года: со 162,5 млн. кВт·ч до 300,5 млн. кВт·ч.
Увеличение электропотребления для отопления и горячего водоснабжения ведется по трем направлениям:
- строительство нового электрифицированного многоквартирного и индивидуального жилья;
- перевод многоквартирных жилых домов с печным отоплением на использование электроэнергии;
- электрификация эксплуатируемого индивидуального жилищного фонда для целей отопления и горячего водоснабжения.
В этих целях на уровне Главы государства приняты стимулирующие тарифы, а также имеется возможность возмещения части расходов граждан на электроснабжение эксплуатируемого жилищного фонда.
В Беларуси на 1 июня 2022 г. около 31 тыс. бытовых абонентов перешли на расчеты по тарифам за электрическую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения.
В Мостовском районе 412 абонентов используют электроэнергию для отопления домов.
1.4. Совершенствование систем обращения с коммунальными отходами
Национальная стратегия по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) и вторичными материальными ресурсами (далее – ВМР) в Республике Беларусь на период до 2035 года(далее – Национальная стратегия) предусматриваетсовершенствование системы переработки и использования отходов.
Справочно:
В Республике Беларусь ежегодно образуется около 4 млн. т ТКО. При этом 73% – это отходы потребления, образовавшиеся у населения, остальное – отходы объектов обеспечения жизнедеятельности человека.
С 2012 по 2021 год объемы сбора ВМР (отходы стекла, полимерные отходы, отходы бумаги и картона) увеличились в 2 раза (соответственно 381,6 тыс. т и 790,6 тыс. т).
За год по Мостовскому району образуется порядка 9513,5 тонн ТКО (625,5 тонн от организаций, 8888 тонн от населения).
За 9 месяцев 2022 г. по району заготовлено 1273,5 тонн ВМР, в 2021 г. заготовлено 1477,9 тонн ВМР.
К началу 2022 года уровень использования коммунальных отходов составил 31,1%, что в 3 раза больше, чем 9 лет назад. Поставлена задача достичь уровня использования коммунальных отходов к 2025 году – 64%, а к 2035 году – 90%.
Важную роль в вопросах совершенствования обращения с отходами играет подпрограмма ”Цель 99“ Государственной программы ”Комфортное жилье и благоприятная среда“ на 2021 – 2025 годы. Ее суть сводится к тому, чтобы довести сбор ВМР и их переработку до 99%. Сегодня в Беларуси запущено движение ”Цель 99“ как единая информационная кампания для развития ответственного отношения жителей страны к отходам потребления, популяризации раздельного сбора мусора и стремления сортировать максимум отходов.
Справочно:
Ежегодно растет количество контейнеров для раздельного сбора отходов: если в начале 2021 года в населенных пунктах насчитывалось более 290 тыс. таких контейнеров (включая размещенные в секторе индивидуальной жилой застройки), то в ноябре т.г. эта цифра приближается к 300 тыс.
В Мостовском районе оборудованы 64 контейнерные площадки (12 - в сельской местности, 52 - в городе Мосты). Имеются 670 контейнеров для раздельного сбора. Из них: 80 – для сбора бумаги и картона, 80 - отходов стекла, 79 - отходов пластмасс, 431 – для смешанных отходов. Контейнеры установлены на контейнерных площадках, 431 контейнер выдан гражданам, проживающим в частных домах.
В соответствии с Национальной стратегией реализуются следующие комплексы мероприятий по совершенствованию системы обращения с ТКО и ВМР:
- модернизация транспортного парка, контейнерного хозяйства, инфраструктуры сбора (контейнерные площадки, мусоропроводы);
- модернизация системы обращения с коммунальными отходами на основе перехода от районной системы управления отходами на региональный уровень – в том числе создание 30 крупных комплексных объектов по сортировке и использованию ТКО, обслуживающих 3–6 районов;
Справочно:
В 2022 году ведется строительство таких объектов в гг.Барановичах, Орше, Бобруйске. До 2025 года подобные региональные комплексы должны заработать в г.Волковыске и г.Минске.
– внедрение технологии применения в цементной промышленности альтернативного RDF-топлива (твердое вторичное топливо – топливо, полученное из отходов). Использование такого вида энергии уменьшит количество отходов, захораниваемых на полигонах, а также снизит потребление или даже полностью заменит природный газ и уголь на цементных заводах.
Справочно:
В данный момент технологическая линия по использованию RDF-топлива введена в эксплуатацию на ОАО ”Красносельскстройматериалы“ (пилотный проект в Гродненской области). В перспективе RDF-топливо планируется использовать еще на двух белорусских цементных заводах – в г.Кричеве и г.Костюковичах.
- внедрение технологий компостирования органической части ТКО (пищевые отходы, растительные остатки, отходы от уборки озелененных территорий) – планируется, что к 2035 году захоронение коммунальных отходов на полигонах сократится на 38%.
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения осуществляется при соблюдении основного принципа: ежегодный платеж по типовой 2-х комнатной квартире площадью 48 кв. м с тремя проживающими при нормативном потреблении услуг не должен увеличиться более чем на 5 долл. США в эквиваленте.
С 2019 года повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения происходит в два этапа (с 1 января и с 1 июня).
Справочно:
Несмотря на происходящий в последние годы рост стоимости услуг ЖКХ, их оплата занимает относительно невысокий удельный вес в расходах белорусских семей. Так, в 2005 году на эти цели из семейного бюджета тратилось порядка 9% от общего объема потребительских расходов семьи, в 2015 году – 6%, в 2021 году – 6,4%.
В июне 2022 г. Правительством принято решение об отмене ранее запланированного повышения (с 1 июня 2022 г. на 8,8%) тарифов на тепловую энергию и на электрическую энергию, используемую на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Избежать резкого увеличения доли жилищно-коммунальных услуг в расходах домашних хозяйств удается за счет поступательного повышения доходов населения и снижения затрат на оказание ЖКУ.
В целях обеспечения государственной поддержки малообеспеченных и социально уязвимых слоев населения по оплате жилищно-коммунальных услуг с 1 октября 2016 г. функционирует система безналичных жилищных субсидий (далее – БЖС). Это позволяет адресно оказать поддержку малообеспеченным гражданам или семьям при оплате жилищно-коммунальных услуг, если их затраты на эти цели превышают 20% от совокупного дохода семьи в городе и 15% – в сельской местности, при условии, что объемы потребления этих услуг находятся в пределах установленных законодательством норм и нормативов.
Предоставление субсидий осуществляется как на основе заявительного, так и выявительного принципа, предусматривающего автоматическое предоставление БЖС. Чтобы получить помощь по выявительному принципу, человеку ничего делать не нужно. Все сведения о нем находятся в единой информационной базе АИС ”Расчет – ЖКУ“. Предоставляется такая помощь социально уязвимым слоям населения (инвалидам, ветеранам, пенсионерам). Более 90% белорусских граждан субсидии получают по выявительному принципу.
В Мостовском районе безналичные субсидии в 2021 г. предоставлены 105 жителям, за 9 месяцев 2022 г. – 99 жителям.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2018 г. № 225 ”О безналичных жилищных субсидиях“ система предоставления субсидий по выявительному принципу расширена за счет включения отдельных социально уязвимых категорий граждан:
осуществляющих уход за детьми в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом до 18 лет и получающих пособие в органах по труду, занятости и социальной защите;
получающих пособие по уходу за лицами, достигшими восьмидесятилетнего возраста, или инвалидом I группы.
3. УЛУЧШЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
Чистая, ухоженная Беларусь – бренд, известный далеко за пределами нашей страны. Вопрос поддержания порядка на земле в нашей стране никогда не относился к числу второстепенных.
”Очень хотел бы, чтобы не только в Минске, но на территории всех наших городов и поселков был порядок, чтобы чувствовалась забота человека о том уголке, где ты живешь. И мы этот имидж не должны потерять“, – констатировал Президент А.Г.Лукашенко на совещании по вопросам функционирования жилищно-коммунального хозяйства 5 апреля 2022 г.
Основными мероприятиями по благоустройству населенных пунктов в сфере ЖКХ являются:
поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовых территорий многоквартирных жилых домов;
содержание и ремонт объектов благоустройства, кроме наружного освещения, а также содержания и ремонта улично-дорожной сети населенных пунктов;
наружное освещение населенных пунктов;
содержание и ремонт улично-дорожной сети, включая ремонт мостовых сооружений, населенных пунктов;
реконструкция (модернизация) мостовых сооружений населенных пунктов.
В Беларуси установлен норматив озелененности территорий населенных пунктов – 40%. За последние три года уровень озелененности населенных пунктов вырос: в некоторых районах он достигает 60–65%.
Справочно:
В ходе реализации республиканского плана мероприятий по наведению порядка на земле за январь – август 2022 г.:
произведена посадка 397,563 тыс. деревьев и 223,395 тыс. кустарников на придомовых и иных территориях населенных пунктов;
высажено 17 867,116 тыс. цветов в населенных пунктах;
высажено 12,086 тыс. деревьев и 9,48 тыс. кустарников вдоль автомобильных дорог.
В Мостовском районе в 2022 году высажено 14 тыс. цветов, 350 деревьев, 400 кустарников. В 2021 г. уровень озеленённости города Мосты составлял 21,7%, уровень озеленённости жилых районов и микрорайонов - 29,4%, доля площади под древесно-кустарниковую растительность в площади озелененных территорий составляла 37,1%.
Улучшение благоустройства населенных пунктов – это забота не только государства и соответствующих государственных служб, но и, в первую очередь, каждого из нас.
Значительную роль в этом направлении играют республиканские субботники. Также в каждом регионе стали традиционными месячники по благоустройству и озеленению придомовых территорий.
Глава государства А.Г.Лукашенко на республиканском семинаре-совещании ”Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне“ в июне 2022 г. заявил: ”Есть вопросы, которые люди могут и должны разделить с государством. Самое простейшее ‒ создавать уют и красоту своими руками и для себя, беречь чистоту в своих домах, дворах, на улицах в городах и поселках. И как минимум сохранить то, что создано целыми поколениями белорусов до нас“.
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ЖКХ. РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Центром информационных технологий Мингорисполкома активно развивается государственная информационная система ”Жилищно-коммунальное хозяйство“ (ГИС ЖКХ), которая объединяет в себе следующие ресурсы:
автоматизированная система ”Диспетчерская служба“ (далее – Система);
республиканский портал ”Моя Республика“ 115.бел – своего рода ”публичная витрина“ Системы. При этом граждане могут подавать заявки как с помощью портала, так и используя мобильное приложение либо единый телефонный номер 115;
автоматизированная информационная система ”Учет эксплуатационных затрат по жилому дому“ (АИС ”ДомУчет“) – осуществляет сбор, обработку и учет объективной информации о техническом состоянии жилых зданий в целях рационального распределения ресурсов, направляемых на поддержание жилищного фонда, и контроля эффективности их расходования. Система внедряется в г.Минске и ряде других городов. В дальнейшем планируется ее масштабирование на все регионы;
геоинформационная система ”Интерактивная карта г.Минска“ – позволяет осуществлять цифровую инвентаризацию объектов улично-дорожной сети, объектов благоустройства города и придомовых территорий, планировать и контролировать качество содержания ее отдельных составных частей (проезжей части, пешеходной зоны и переходов, бортового камня, остановочных пунктов и малых архитектурных форм), получить единый картографический сервис ЖКХ на уровне столицы. Карта успешно эксплуатируется в г.Минске, г.Гродно; до конца 2022 года будет внедрена в г.Витебске и г.Лиде;
информационная система ”Инженерные сети“ (карта раскопок в г.Минске) – с апреля 2022 г. на карту столицы нанесены все планы по работам владельцев инженерных сетей. Система позволяет избегать конфликтных ситуаций при проведении работ, решить задачу по уменьшению количества повторных раскопок на одной территории, оптимизировать финансовые расходы на благоустройство территории.
В мессенджере Telegram запущен чат-бот ”Контакт-центр ЖКХ г.Минска“ (@portbelbot). Любой гражданин может ввести название улицы и получить информацию обо всех плановых и внеплановых работах, в том числе авариях, связанных с прекращением либо ухудшением качества оказания жилищно-коммунальных услуг, сроках их завершения. Таким же образом потребители могут узнать сроки отключения или включения отопления в осенний (весенний) период, а также сроки отключения горячего водоснабжения летом по любому адресу.
За 2021 год в МЖКХ и в организации ЖКХ поступило около 70 тыс. обращений граждан. Это примерно на 3% меньше, чем в 2020 году.
Практика показывает, что введенная в Беларуси система обращений населения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, удобна и эффективна. С 1 января по 30 сентября 2022 г. по единому короткому телефонному номеру 115 и посредством интернет-портала 115.бел поступило более 1,88 млн. заявок и претензий (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,9% меньше), оказано порядка 1,32 млн. консультаций. Осуществляется контроль за своевременным реагированием и качественным исполнением заявок граждан, поступающих в службу 115, в областях и г.Минске путем организации обратной связи с потребителем, в том числе с помощью автоматического обзвона.
Анализ структуры тематики поступивших обращений показывает, что для граждан наиболее проблемными остаются вопросы ремонта, эксплуатации и содержания жилищного фонда, благоустройства и содержания населенных пунктов, оказания коммунальных услуг, деятельности товариществ собственников.
Справочно:
По итогам проведенного Институтом социологии НАН Беларуси
в сентябре 2022 г. телефонного опроса на вопрос ”Удовлетворены ли вы работой жилищно-коммунальных служб в Вашем населенном пункте?“ утвердительно ответили 66,9% респондентов (в том числе ”да“ – 42,4%, ”скорее да“ – 24,5%); в свою очередь не удовлетворены 29,6% (в том числе ”нет“ – 12,9%, ”скорее нет“ – 16,7%). По данной тематике наблюдается положительная динамика в сравнении с 2019 годом (тогда ответ ”удовлетворен“ дали 60,7% опрошенных).
***
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, выступая 10 июня 2022 г. в г.Минске на семинаре-совещании ”Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне“ особо подчеркнул: ”Принципы эффективной обратной связи и доверительного диалога власти с людьми являются основополагающими во всей работе административно-управленческого аппарата. Это идеал, к которому мы стремимся. Он вполне соответствует нашим политическим традициям, истоки которых даже не в современной истории, а гораздо глубже“.
Об итогах социально-экономического развития Мостовского района
за январь-сентябрь 2022 г.
За январь – сентябрь 2022 г. произведено продукции в фактических отпускных ценах на 219,4 млн. рублей, темп роста составил 105,2%.
Индекс физического объема производства промышленной продукции по набору товаров-представителей за январь – сентябрь 2022 г. сложился в размере 99,3 %, в том числе: обрабатывающая промышленность 99,3 %; снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом – 94,4 %; водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – 102,4 %.
По состоянию на 1 октября 2022 года объем запасов готовой продукции на складах предприятий района составил 37718 тыс. рублей или 155,2% к среднемесячному объему производства и увеличился к уровню 1 января 2022 г. на 61,3 п.п.
За январь – сентябрь 2022 года в районе произведено валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах на сумму 147,7 млн. рублей, что составляет 118,6% к уровню прошлого года, в том числе продукции растениеводства 129,6%, продукции животноводства 109,5%.
В растениеводстве по всем культурам значительно увеличен валовой сбор. Завершена уборка зерна и рапса, валовой сбор по которым вырос, соответственно, на 32,7 % (+18,5 тыс. тонн) и на 45,8 % (+4,7 тыс. тонн).
Урожайность зерна в сельскохозяйственных организациях района увеличилась на 16,2 ц/га (141,5 %), маслосемян рапса на 6,7 ц/га (123,7 %), плодов на 11,1 ц/га (136,7 %), сахарной свеклы на 112 ц/га (127,4 %).
Урожайность овощей по КФХ «Горизонт» увеличилась в 1,8 раза.
В животноводстве темп роста производства свинины составил 184,4%, молока 99,7%, говядины 96,2% к уровню прошлого года.
Средний удой молока от коровы увеличился на 152 кг или на 3,3% и составил 4127 кг. Товарность молока в среднем по району выросла на 0,5% и составила 91,5%. Удельный вес молока, реализованного сортом «экстра» по району, составил 57,5 % (минус 4,4 %), реализация молока первым сортом сократилась на 2,6% и составила 16,3%.
Произведено 5588 тонн говядины.
По состоянию на 01.10.2022 года в целом по району численность КРС составила 39948 голов.Поголовье дойного стада по составляет 10750 голов.
Численность свиней по состоянию на 01.10.2022 г. составила 41334 головы и увеличилась на 13643 головы к поголовью на начало года и на 16391 голову к поголовью на 01.10.2021 г.
Объём производства свинины составил 4676,9 тонны.
За период январь-сентябрь 2022 г. в Мостовском районе введено в эксплуатацию всего жилья – 3 456 кв. м. при доведенном задании на 2022 г. – 4200 кв. м. (выполнение составило 82,3 %), в том числе: нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляющих жилищное строительство с государственной поддержкой 1027 кв. м. при доведенном задании на 2022 г. – 700 кв. м. (выполнение составило 146,7 %); многодетными семьями введено в эксплуатацию жилья общей площадью 289 кв. м. (1 индивидуальный жилой дом) при доведенном задании на 2022 г. – 3 индивидуальных жилых дома.
Введено в эксплуатацию населением всего 19 индивидуальных жилых домов, из них 9 в сельских населенных пунктах.
Сельскохозяйственной организацией ЗАО «Гудевичи» введен в эксплуатацию один многоквартирный (4 квартиры) жилой дом, общей площадью квартир 306 кв. м. в агрогородке Гудевичи. Введено в эксплуатацию всего жилья в сельских населенных пунктах общей площадью 1 890 кв. м. (13 квартир).
За январь-сентябрь 2022 г. грузооборот составил 27 742,7 тыс. т. км к соответствующему периоду 2021 г. – 77,1 % при доведенном задании
100,5 %.
Объем перевозок грузов за январь-сентябрь 2022 г. – 73,6 тыс. тонн к соответствующему периоду 2021 г. – 106,5 %.
За январь-сентябрь 2022 г. пассажирооборот составил 4 792,4 тыс. пасс. км. (к соответствующему периоду 2021 г. – 102,8 %) при задании к соответствующему периоду 2022 г. – 111,6 %. Объем привезённых пассажиров составил 471,3 тыс. чел., что составляет 102,6% соответствующему периоду 2021 г.
В рамках реализации Инвестиционной программы Гродненской области на 2022 годосвоение за январь-сентябрь 2022 г. составило 1148963,21 рублей, Региональной программы Мостовского района - 260 863,48 рублей.
За январь-сентябрь 2022 г. розничный товарооборот торговли через все каналы реализации по Мостовскому району составил 93,3 млн. руб. или 100,05% в сопоставимых ценах к уровню 2021 года при задании – 101,9%.
Удельный вес в товарообороте области составил 1,9%. Товарооборот на душу населения составил 3537,14 руб.
В Мостовском районе на 01.10.2022 г. в Торговом Реестре зарегистрирован 321 торговый объект, торговая площадь 15,7 тыс. кв. м., за январь-сентябрь 2022 г. (данные Торгового реестра РБ) открыто 17 торговых объектов (торговая площадь 849 кв. м.), закрыто 28 торговых объекта (торговая площадь 2542,2 кв. м.).
Количество общедоступных объектов общественного питания на 01.10.2022 г. - 17, посадочных мест - 581.
Обеспеченность населения торговой площадью на 01.10.2022 г. составляет 596,85 кв. м. на 1 тысячу человек (норматив не менее 560 м2 на 1 тысячу человек).
Обеспеченность населения местами в общедоступной сети организаций общественного питания по Мостовскому району на 01.10.2022 г. составляет 22 на 1 тыс. человек (норматив не менее 22 на 1 тыс. человек).
В Мостовском районе на 1 октября 2022 года бытовые услуги населению (данные Реестра бытовых услуг) оказывают 72 субъектами, в т. ч. в сельской местности - 18. Бытовые услуги оказываются в 70 объектах, из них 25 объектов расположены в сельской местности.
Среднемесячная заработная плата одного работника в отраслях экономики района составила за январь – сентябрь 2022 года – 1243,8 рублей, в том числе в сентябре 2022 года – 1279,1 рублей, темп роста к аналогичным периодам прошлого года – 116,5% и 108,4% соответственно. Реальная заработная плата, рассчитанная с учётом индекса потребительских цен на товары и услуги, за этот период увеличилась на 0,7%. В долларовом эквиваленте в сентябре заработная плата составила 506 долларов США.
По организациям районного уровня управления среднемесячная заработная плата за январь - сентябрь 2022 г. составила 1077,6 рубля при темпах роста 115,4 %, областного подчинения – 1116,4 рублей (125,6 %), республиканского – 1557,5 рублей (117,8 %), без ведомственной подчинённости – 1189,0 рублей (101,6 %).
Заработная плата работников бюджетной сферы составила 1087,7 рублей (113,0%) или 87,4 % от средней зарплаты по району.
В январе-сентябре 2022 г. в экономике Мостовского района было занято 11334 человека или 2,5 % от общей численности занятых в Гродненской области. По сравнению с январем-сентябрём 2021 г. численность занятых в экономике района уменьшилась на 1,1 %, или на 127 человек.
Организациями Мостовского района в январе-сентябре 2022 г. было принято на работу 1837 человек, уволено по различным причинам 2060 человек.
В январе-сентябре 2022 года в управление по труду, занятости и социальной защите Мостовского райисполкома за содействием в трудоустройстве обратилось 622 человека, из них 186 зарегистрированы безработными. С учетом граждан, состоящих на учете на 1 января 2022 г., всего нуждалось в трудоустройстве 637 человек, из них 198 безработных. Оказано содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 526 гражданам, из них 153 безработным.
На 1 октября 2022 г. на учете в службе занятости состояло 23 безработных (на 1 октября 2021 г. – 28 человек). Уровень зарегистрированной безработицы не изменился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 0,2 % к численности рабочей силы.
На 1 октября 2022 г. заявлено 263 вакансии, из общего числа заявленных свободных рабочих мест 48,3 % занимают вакансии по рабочим профессиям (127). Коэффициент напряженности на рынке труда района остался на уровне прошлого года и составил на 1 октября 2022 года - 0,1.
За январь-сентябрь 2022 года организациями Мостовского района привлечено инвестиций в основной капитал на сумму 29,3 млн. руб., что в сопоставимых ценах составляет 51,1 % к уровню 2021 года.
Внешнеторговый оборот предприятий района за январь – август 2022 года составил 72,6 млн. долл. США, или 46,9% к уровню 2021 года.
Объем экспорта составил 59,4 млн. долл. США, или 47,8% к январю-августу 2021 года. Объем импорта составил 13,3 млн. долл. США или 43,0% к уровню 2021 года.
Сальдо внешней торговли товарами по району сформировалось положительное – плюс 46,1 млн. долл. США (за январь – август 2021 года положительное сальдо составляло плюс 93,3 млн. долл. США).
Внешняя торговля осуществлялась с 38 странами мира, в том числе экспорт осуществлялся в 31 страну.
Страновая диверсификация экспорта товаров распределилась следующим образом: в государствах – членах ЕАЭС реализовано 25,3% экспорта района, в странах ЕС – 59,2 %, прочих странах – 15,5%, при этом экспорт в государства – члены ЕАЭС по сравнению с январем – августом 2021 г. уменьшился на 41,7%, в страны ЕС – на 49,0%.
По странам СНГ экспорт увеличился в Кыргызстан в 3,2 раза Армению в 2,7 раза, Таджикистан на 65,2, % Казахстан на 12,8%. По странам вне СНГ в Китай в 4,3 раза, Италию в 3,1 раза, Грузию на 39,8%, Болгарию на 33,5%.
Доля субъектов малого предпринимательства в объеме экспорта района составляет 9,7%.
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
”О ВСЕБЕЛОРУССКОМ НАРОДНОМ СОБРАНИИ“
Материалы подготовлены Академией управления при Президенте Республики Беларусь
на основе сведений Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, государственных СМИ
Фундаментом политического и государственного устройства Республики Беларусь выступает народовластие. Белорусский народ, являясь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета, реализует свое право на участие в решении государственных дел.
Ярким примером самостоятельного выбора белорусами своего настоящего и будущего явился республиканский референдум 27 февраля 2022 г. Поддержав подавляющим большинством изменения и дополнения в Основной Закон Республики Беларусь (82,86% от принявших участие в голосовании граждан), граждане сделали ставку на эволюционные преобразования в стране.
”Для нас с вами решения референдума – фундаментальные, стратегические направления, по которым необходимо работать, – подчеркнул Глава государства А.Г.Лукашенко 20 октября 2022 г. на совещании по вопросам формирования Всебелорусского народного собрания (далее – ВНС, Собрание) и изменения избирательного законодательства. – Решение поставленных задач требует построения надлежащей правовой основы“.
Новая редакция Основного Закона Республики Беларусь закрепила дополнительный механизм сдержек и противовесов в политической системе нашей страны: в соответствии со статьей 891 Всебелорусское народное собрание выступает как высший представительный орган народовластия Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие.
В соответствии со статьей 142 Конституции Республики Беларусь ”в течение двух лет после вступления в силу изменений и дополнений Конституции законы,предусмотренные в Конституции, указы и распоряжения Президента должны быть приведены в соответствие с Конституцией“.
Проект Закона Республики Беларусь ”О Всебелорусском народном собрании“ (далее – проект Закона) разработан во исполнение
статьи 144 Конституции Республики Беларусь, а также пункта 4 плана подготовки законодательных актов на 2022 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2021 г. № 508.
Цель подготовки проекта Закона – законодательная регламентация конституционных положений, направленных на расширение участия граждан в управлении делами общества и государства.
Предметом правового регулирования проекта Закона является комплексное определение порядка формирования ВНС и реализации им своих полномочий, принципов и организационных основ его деятельности, механизмов рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции ВНС.
При разработке проекта Закона учитывался опыт западноевропейской правовой системы, законодательных актов государств постсоветского пространства. В то же время данный законопроект можно с полным основанием считать уникальным опытом правового регулирования государственного устройства. В нем выражена тенденция на формирование белорусской национально очерченной политической системы с учетом своих традиций, обычаев и устоев.
Всебелорусское народное собрание стало современным воплощением идей народного вече и народовластия, прообраз которых зародился в княжествах Киевской Руси, продолжил свою жизнь во Всебелорусских съездах.
Справочно.
19-20.10.1996 – первое Всебелорусское народное собрание ”Только народ вправе решать свою судьбу“;
18-19.05.2001 – второеВсебелорусское народное собрание”За сильную и процветающую Беларусь“;
02-03.03.2006 – третье Всебелорусское народное собрание ”Государство для народа“;
06-07.12.2010 – четвертое Всебелорусское народное собрание ”Наш исторический выбор – независимая, сильная и процветающая Беларусь“;
22-23.06.2016 – пятое Всебелорусское народное собрание”Вместе – за сильную процветающую Беларусь“;
11-12.02.2021 – шестое Всебелорусское народное собрание”Единство! Развитие! Независимость!“.
Судьбоносное для нашей страны значение имело первое Всебелорусское народное собрание, состоявшееся в 1996 году. В условиях серьезного экономического кризиса и открытого противодействия со стороны Верховного Совета Президент А.Г.Лукашенко принимает решение напрямую обратиться к белорусскому народу, предложив власти и народу сообща решить назревшие проблемы развития общества. Этим шагом Глава государства удержал ситуацию под контролем, и, главное, спас страну от гражданского противостояния.
В непростой, в чем-то решающий период развития белорусского общества, состоялось шестое Всебелорусское народное собрание
(2021 год). Оно стало, по сути, венцом широкого общенационального диалога, в ходе которого на сотнях площадок обсуждались наиболее актуальные для современности и перспектив нашей страны вопросы.
Практика доказала, что ВНС является надежной опорой и для людей, и для власти. Собрание предоставляет гражданам возможностьнепосредственного обсуждения и принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизни государства и общества. Тем самым белорусское политическое пространство приобретает все больше черт народной демократии, когда полноценным хозяином страны является народ.
ВНС призвано выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе, обеспечивать гарантии преемственности и устойчивости системы органов государственной власти. В условиях беспрецедентного внешнего давления, с которым сталкивается наша страна, усиливающейся мировой турбулентности, борьбы за ресурсы и влияние между ключевыми геополитическими игроками, ВНС позволит создать страховочные механизмы защиты государственности, обеспечив при этом возможности для формирования новых точек устойчивости социально-экономической и общественно-политической систем.
3. СОСТАВ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ
В проекте Закона предлагается закрепить, что состав ВНС формируется из его делегатов, предельная численность которых составляет 1 200 человек.
Срок полномочий Всебелорусского народного собрания составляет пять лет.
Делегатами ВНС могут быть только граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом. При этом устанавливается запрет на выдвижение кандидатами в делегаты граждан, имеющих гражданство другого государства или документы иностранных государств, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью.
Делегат ВНС имеет право:
вносить предложения для рассмотрения на заседаниях Собрания и его органов;
проводить встречи с населением, доводить до него информацию о деятельности ВНС, его решениях;
получать от органов государственной власти разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции ВНС.
Делегаты ВНС будут представлять три группы.
Первую группу (440 человек) будут составлять делегаты ”по должности“:
Президент Республики Беларусь;
Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение
своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки;
представители законодательной власти – депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
представители исполнительной власти – Премьер-министр Республики Беларусь, его заместители и другие члены Правительства; председатели областных (Минского городского), районных, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов;
представители судебной власти – председатели и судьи Конституционного и Верховного судов Республики Беларусь.
Вторая группа – представители местных Советов депутатов: делегаты, избираемые областными Советами депутатов, из числа депутатов местных Советов областного, базового и первичного уровня; депутаты Мингорсовета. Порядок выдвижения и избрания делегатов Всебелорусского народного собрания этой группы будет установлен регламентами местных Советов депутатов. Предельная численность делегатов от местных Советов депутатов – 350 человек. При этом нормы представительства от каждой области определит Центральная избирательная комиссия исходя из численности избирателей, проживающих на территории соответствующей области.
Депутаты Минского городского Совета депутатов входят полным составом, что обусловлено необходимостью обеспечения оптимального и паритетного с областями представительства.
Третья группа – представители гражданского общества. Планируется, что они будут избираться высшими органами субъектов гражданского общества из числа своих членов с обеспечением представительства от каждой области и г.Минска.
Порядок выдвижения делегатов от общественных объединений будет определяться их уставами с учетом требований Закона ”О Всебелорусском народном собрании“, Избирательного кодекса и иных законов. Предельное число делегатов этой группы – 400 человек.
Предусматривается, что от каждого субъекта гражданского общества будет избираться равное количество делегатов, которое определит Центральная избирательная комиссия исходя из количества субъектов гражданского общества, желающих участвовать в выборах делегатов, и предельной численности делегатов от гражданского общества.
Как отметил Глава государства в ходе совещания 8 ноября 2022 г.: ”Все, кто будет участвовать в работе ВНС так или иначе избираются народом“.
Паритетный принцип формирования общего состава ВНС нацелен на справедливое представительство различных слоев населения, учет их интересов. В ВНС войдут активные и, главное, профессиональные люди.
4. КОМПЕТЕНЦИЯ ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ
ВНС наделяется существенными полномочиями.
Собрание утверждает основные стратегические и программные документы страны (основные направления внутренней и внешней политики, Военную доктрину, Концепцию национальной безопасности, программы социально-экономического развития Республики Беларусь).
ВНС инициирует внесение изменений в Конституцию Республики Беларусь и принятие других законов.
Собрание предлагает проведение республиканского референдума. При этом согласно изменениям Избирательного кодекса, предложение о проведении республиканского референдума принимается большинством голосов от полного состава ВНС, после чего вносится Президенту (ст.113 Избирательного кодекса).
Собрание рассматривает вопрос о легитимности выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания, членов Совета Республики Национального собрания.
ВНС принимает решение об импичменте Президенту.
Собрание вводит чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, и в случае бездействия Президента по этим вопросам.
Также ВНС рассматривает вопрос о возможности направления военнослужащих и других лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.
ВНС устанавливает государственные праздники и праздничные дни.
К числу полномочий ВНС также отнесены вопросы формирования Конституционного и Верховного судов, Центральной избирательной комиссии, что является примером передачи ВНС части президентских полномочий и полномочий Парламента (Совета Республики).
Принципиальный момент – юридическая сила решений ВНС. Поскольку такие решения будут приниматься по важнейшим вопросам, то они должны носить обязательный характер. В этой связи закрепляется право ВНС на отмену противоречащих интересам национальной безопасности правовых актов государственных органов (за исключением актов судебных органов).
С учетом норм Конституции страны решения ВНС будут обладать высшей юридической силой после Основного Закона и решений республиканских референдумов.
Вместе с тем, наделение ВНС широкими полномочиямине означает, что оно подменит другие ветви власти или будет мешать их деятельности. ”Этого быть не должно. ВНС должно заниматься своими вопросами – теми, которые не будут входить в компетенцию других органов власти. Оно наверху, как народное вече, - обсудили, приняли решение по определенным вопросам, порекомендовали, покритиковали и разошлись. Все остальные, как и сегодня, решают свои повседневные вопросы“, – подчеркнул Глава государства на совещании 20 октября 2022 г.
Таким образом, ВНС должно формироваться не вместо, а в дополнение к существующей в Беларуси политической системе,совершенствуя ее, укрепляя, обеспечивая еще бóльшую прозрачность деятельности властных структур, их подотчетность народу.
Особый статус ВНС определяется масштабностью его конституционных полномочий.
5. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ, ПРЕЗИДИУМ, СЕКРЕТАРИАТ ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ
Предусматривается, что ВНС собирается не реже одного раза в год, а его решения будут приниматься большинством голосов открытым или тайным голосованием.
Структуру ВНС составляет Председатель, его заместители, Президиум, Секретариат.
Председатель ВНС и его заместители будут избираться Всебелорусским народным собранием из состава делегатов тайным голосованием на срок полномочий Собрания и будут осуществлять свои полномочия на профессиональной основе. Иные делегаты будут принимать участие в работе ВНС без отрыва от трудовой (служебной) деятельности.
В Президиум ВНС (предельная численность – 15 человек) входят Председатель, его заместители, и иные члены Президиума, которые избираются тайным голосованием из состава делегатов ВНС.
Президиум будет проводить свои заседания не реже одного раза в шесть месяцев. В период между заседаниями ВНС он будет выполнять следующие функции:
инициировать рассмотрение вопроса о легитимности выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Справочно:
Предложение Президиума о рассмотрении вопроса о легитимности выборов вносится Всебелорусскому народному собранию не позднее пяти дней со дня опубликования итогов выборов и рассматривается ВНС не позднее 10 дней со дня внесения соответствующего предложения.
Предложение о рассмотрении Всебелорусским народным собранием вопроса о легитимности выборов должно быть мотивированным.
По результатам рассмотрения вопроса о легитимности выборов Всебелорусское народное собрание может принять одно из следующих решений: о легитимности выборов; о нелегитимности выборов. Голосование по вопросу о легитимности соответствующих выборов проводится Всебелорусским народным собранием один раз.
рассматривать вопросы о предварительном согласовании предложенных Президентом Республики Беларусь кандидатур для избрания на должности Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда и Верховного Суда;
обращаться в Конституционный Суд с предложением о даче заключения:
о толковании Конституции Республики Беларусь, о соответствии Конституции Республики Беларусь законов, указов Президента Республики Беларусь, постановлений Правительства Республики Беларусь, нормативных правовых актов других государственных органов;
о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь;
о конституционности проведения выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Рабочим органом ВНС, действующим на постоянной основе, будет Секретариат (является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в банках, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием). Секретариат ВНС возглавляет начальник Секретариата, который назначается Президиумом по представлению Председателя. По истечении срока полномочий ВНС Секретариат ВНС продолжает свою деятельность.
По словам белорусского лидера А.Г.Лукашенко, непрерывная работоспособность ВНС будет обеспечена без создания громоздкого административного аппарата.
6. ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ЗАКОНА ”О ВСЕБЕЛОРУССКОМ НАРОДНОМ СОБРАНИИ“
Согласно статье 37 Конституции Республики Беларусь граждане имеют право участвовать в решении государственных дел. Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается в том числе обсуждением проектов законов и иных нормативных правовых актов (далее – НПА).
Вынесение проектов НПА на публичное обсуждение проводится в целях реализации принципа гласности нормотворческой деятельности, получения общественной или профессиональной (экспертной) оценки предлагаемых новаций законодательства, а также определения соответствия проекта НПА общественным ожиданиям и нуждам людей. Данный механизм способствует установлению эффективного правового регулирования.
Справочно:
Публичные обсуждения ряда проектов НПА продемонстрировали высокую активность граждан. К примеру, по проекту изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь поступило 9 тыс. предложений (за три с половиной недели), по Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях – около 3 тыс. (за 10 дней).
С 24 октября по 2 ноября 2022 г. состоялось публичное обсуждение, в том числе на сайте ”Правовой форум Беларуси“, проекта Закона ”О Всебелорусском народном собрании“.
За указанный период поступило 456 предложений и откликов граждан. Абсолютное большинство предложений по законопроекту о ВНС носят конструктивный характер, направлены на уточнение норм законопроекта, авторами предпринята попытка их юридического обоснования.
Уточнения редакций норм 39 статей законопроекта из 42, содержащихся в нем, касались 346 (75,9%) предложений;
На совершенствование статьи 10 законопроекта по вопросам участия представителей гражданского общества в работе Всебелорусского народного собрания направлены 57 (12,5%).
Откликов граждан, положительно оценивающих законопроект в целом без предложений по его доработке – 35 (7,7%).
Высказано 18 (3,9%) мнений о нецелесообразности создания ВНС.
Наибольшее количество предложений касалось возможности включения в законопроект пункта о выдвижении кандидатов в делегаты ВНС от трудовых коллективов. Отвечая на это предложение, нужно сказать, что трудовые коллективы будут представлены на ВНС через общественные объединения, первичные организации которых действуют на предприятиях.
Также участники обсуждений выражали опасения, что Собрание может превратиться в забюрократизированный, ничего не решающий орган власти, наподобие ”позднесоветского“ Верховного Совета СССР. Отвечая на это опасение, нужно подчеркнуть, что ВНС как реальный политический институт доказывает свою эффективность с 1996 года. В работе Собрания будут принимать участие представители всех ветвей власти, органов местного самоуправления, а также гражданского общества. Это позволяет ВНС находиться как бы над всеми другими органами власти, превращая его в основную стабилизирующую силу в отношениях между ветвями власти.
Распространенным было предложение выдвигать в качестве делегатов Собрания представителей политических партий. В этом вопросе выбран следующий подход: политические партии примут участие в этом процессе посредством своих представителей, которые войдут в состав ВНС как депутаты Палаты представителей и местных Советов депутатов. Фактически в рамках ВНС со временем должна сложиться система межпартийного сотрудничества и консультаций. Ее результатом будет достижение партийного консенсуса по основополагающим принципам развития страны.
Граждане также интересовались различием между ВНС и Национальным собранием Республики Беларусь. Если зона ответственности Парламента – подготовка и принятие законов, то ВНС, также обладая правом осуществления законодательной инициативы, будет реализовывать полномочия по определению стратегических направлений общественно-политического и социально-экономического развития страны.
Нормотворческая активность со стороны населения к данному законопроекту, стремление людей лично поучаствовать в разработке законов обусловлены его значимостью для страны и общества, проведением диалоговых площадок и встреч с трудовыми коллективами, на которых детально разъяснялись положения законопроекта, масштабной работой средств массовой информации.
Таким образом, сегодня граждане Беларуси являются не просто свидетелями, но и активными участниками процесса развития белорусской государственности, укрепления стабильности в нашем обществе. Это особенно важно в реалиях вызовов и угроз национальной безопасности Республики Беларусь.
Всебелорусское народное собрание становится ключевым инструментом решения задач развития страны, укрепления единства народа и обеспечения диалога власти и общества. Совершенствование системы управления государством и обществом открывает Беларуси дорогу в будущее.
****
Как подчеркнул Глава государства А.Г.Лукашенко, ”вместе, толокой можно преодолеть любые препятствия, найти выход из самой сложной ситуации… Важно, чтобы непосредственно люди принимали решения, на которые потом будут опираться государственные органы“.
2015 © Коммунальное производственное унитарное предприятие "Мостовская сельхозтехника"
новости района новости области афиша рубрика "было-стало"
Анонсы_мероприятий Доска почета Общественные организации(обновляется) Электронные_обращения