Мостовский районный исполнительный комитет
Коммунальное производственное унитарное предприятие
МОСТОВСКАЯ СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ – ПРАВО И ГРАЖДАНСКИЙ
ДОЛГ КАЖДОГО
Сегодня, когда мы с вами встречаемся в очередной единый день информирования, можно с уверенностью констатировать: страна готова к проведению важнейшего политического события 2025 года – выборов Президента Республики Беларусь. Выполнены все необходимые мероприятия в соответствии с календарным планом. Готовы избирательные участки и избирательные комиссии всех уровней. Готовы кандидаты в Президенты и главные участники кампании – белорусские избиратели.
Тем не менее, в канун этого важного события в общественной и политической жизни страны важно еще раз напомнить, почему необходимо исполнять свой гражданский долг – принимать участие в выборах не только Президента Республики Беларусь, но и депутатов в ходе единого дня голосования, а также в проводимых республиканских и местных референдумах.
Дело в том, что в современных обществах демократического типа выборы являются неотъемлемой частью политического процесса, одной из форм демократии. Они выступают средством формирования органов государственной власти, а также способом обеспечения контроля над ней.
Порядок проведения выборов и способы подсчета голосов в каждой стране имеют свои особенности. Они определены действующими в данном государстве правовыми нормами, правилами, традициями. В правовых нормах формулируются основные требования к кандидатам, избираемым в представительные органы или на выборные государственные должности; регулируется деятельность органов власти, которые проводят выборы; закрепляется статус избирателей и избирательных блоков; устанавливаются процедуры предвыборной агитации и голосования, порядок определения результатов голосования и способы их обжалования.
Избирательная система является важнейшим и обязательным элементом демократического политического режима. Избирательная система – это совокупность конституционных принципов организации и проведении выборов, установление принципиальных отношений между избирателями и избранными.
Справочно:
Впервые принципы проведения демократических выборов были сформулированы в принятых Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах.
В этих документах государства – члены ООН провозгласили, что каждый гражданин должен иметь право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей
Избирательная система Республики Беларусь – это мажоритарная система абсолютного большинства (требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа).
Основные принципы избирательной системы закреплены Конституцией Республики Беларусь и Избирательным кодексом Республики Беларусь. К ним относятся:
всеобщее избирательное право (ст. 64 Конституции Республики Беларусь: «…право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет». Исключение составляют граждане, которые признаны судом недееспособными; содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы; и лица, в отношении которых избрана мера пресечения – содержание под стражей);
выборы являются свободными (ст. 65 Конституции Республики Беларусь: «…избиратель лично решает, участвовать ему в выборах и за кого голосовать»);
выборы являются равными (ст. 66 Конституции Республики Беларусь: «…избиратели имеют равное количество голосов. Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях»);
прямое избирательное право (ст. 67 Конституции Республики Беларусь: «…депутаты избираются гражданами непосредственно».
тайное голосование (ст. 68 Конституции Республики Беларусь: «…контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается».
Таким образом, в Беларуси всем гражданам страны, достигшим совершеннолетия, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, предоставлено право избирать.
Это означает глубокое уважение государством каждой личности, значимость мнения и позиции каждого гражданина, важность для государства каждого голоса. В этом смысле предоставление права избирать, как основного политического права, является почетным.
С другой стороны, каждый гражданин должен осознать, что участие в выборах Главы государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, олицетворяющего единство народа, гарантирующего реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, принимающего меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивающего политическую и экономическую стабильность, имеет важнейшее значение в жизни государства, гражданского общества и каждого гражданина. Принятие участия в выборах – это занятие гражданином активной и неравнодушной позиции, осознание ответственности за свой выбор перед своими детьми, родителями, коллегами, перед обществом и государством в целом.
В этом смысле почетное право избирать становится гражданским долгом и моральной обязанностью гражданина принять участие в выборах.
Самой важной причиной выразить свое волеизъявление является одно из главных конституционных прав граждан – право избирать и быть избранным, данное всем белорусам. Ведь только народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Именно посредством свободных и открытых выборов в Беларуси реализуются демократические принципы устройства власти и государства. Использование этого права дает возможность участвовать в процессе управления государством и непосредственно влиять на формирование органов власти.
Во-вторых, участие в выборах является прямым фактом проявления настоящей гражданской позиции, демонстрирует озабоченность гражданина судьбой своего города, района и всей страны.
Возможность выбора дается гражданам не так часто – раз в несколько лет и поэтому ее нужно использовать с полным чувством ответственности и сопричастности, чтобы сделать свой вклад в процесс определения пути, по которому пойдет страна в последующий после избирательного цикла период.
Третья причина – участие в выборах является прямым фактом проявления настоящей, а не декларативной, гражданской позиции, демонстрирует реальную озабоченность гражданина судьбой своего города или региона. Гражданин, использующий свое право по назначению, по справедливости может быть достоин уважения, ведь в первую очередь именно участие в избирательном процессе становится условием развития здорового гражданского общества.
И еще одна причина. Участие в выборах – это показатель высокого уровня политической культуры. Реализация политических прав, в частности избирательных, – это не погоня за обещаниями, лозунгами, чем-то кричащим, нестандартным только потому, что это что-то в тренде. Политические права граждан, участие в выборах – это прежде всего умное, грамотное и, главное, ответственное участие в решении государственных дел.
Справочно:
Согласно опросу, проведенному Центром социально-гуманитарных исследований БГЭУ в ноябре 2024 г., 66,8% респондентов постоянно отслеживают общественно-политическую повестку и стараются быть в курсе событий, 23,4% – периодически, и только 9,8% – не интересуются вообще
Неудивительно, что высокая явка избирателей – отличительная особенность белорусских выборов. И судя по результатам социологического исследования, проведенного в октябре 2024 г. аналитическим центром EcooM, явка на предстоящих выборах будет также достаточно высокой. Подавляющее большинство белорусских граждан небезразличны к будущему страны и считают участие в электоральных кампаниях своим долго.
По данным соцопроса, участие в выборах принимает абсолютное большинство белорусов: всегда ходят голосовать 65,1% респондентов. Еще 15,7% опрошенных стараются ходить на выборы, 7,1% респондентов признались, что все зависит от ситуации (иногда – да, иногда – нет), 5,9% затруднились ответить на вопрос, и только 6,2% опрошенных принципиально не ходят на выборы.
Очень важно понимать, что выборы мы проводим для себя.
Всем хорошо известно о неоднократных попытках Запада раскачать внутриполитическую ситуацию в Беларуси, которые с треском провалились.
Тем не менее мы не теряем бдительности на случай возможных провокаций и попыток вмешательства извне. Наши люди научены горьким опытом 2020 года, который мог привести к краху государственности и всех тех завоеваний и достижений, которыми наша страна сегодня по праву гордится. Белорусы хотят жить в мире и согласии, строить свое будущее на основе национальных интересов, а не интересов евробюрократов и политиканов. Белорусы на примере событий в регионе и мире в целом как никогда ранее осознают важность сохранения мира и стабильности в стране. У нас избирательная кампания проводиться для своего народа и во главу угла интересы поставлены наших людей.
Мы бы и готовы придерживаться единых международных стандартов проведения выборов, но таких пока никто не придумал. Именно поэтому Беларусь воздержалась от приглашения наблюдательной миссии ОБСЕ как на парламентские выборы 25 февраля 2024 г., так и на предстоящие выборы Президента.
В то же время Республика Беларусь остается открытой для непредвзятого электорального мониторинга за выборами.
Первыми в ЦИК Беларуси документы представили Исполнительный комитет и Межпарламентская ассамблея государств – участников СНГ. Планируется, что в мониторинге выборов Президента Беларуси будут участвовать в 1,5-2 раза больше международных наблюдателей, чем в единый день голосования, в том числе около
200 наблюдателей от СНГ.
Вместе с тем, решение воздержаться от приглашения наблюдателей ОБСЕ на выборы не означает в целом отказ от сотрудничества в наблюдении за выборами по линии ОБСЕ. Белорусская сторона будет готова пересмотреть свои подходы в части приглашения наблюдателей ОБСЕ, если Запад найдет силы, смелость, возможность отказаться от санкционной политики и от попыток вмешательства во внутренние дела Беларуси.
Также продолжается аккредитация национальных наблюдателей.
***
Абсолютное большинство населения искренне считают и называют Александра Григорьевича Лукашенко «Батькой». Кто-то уверен, что страной более 30 лет руководит «диктатор». И мудрый Батька во время фестиваля-ярмарки «Дажынкі-2024» в Мостах согласился, с этим мнением: «В Беларуси действительно есть диктатура – диктатура стабильности, безопасности, порядка, доброты и гостеприимства. Диктатура справедливости».
Справедливость – в этом суть нашей политики, и отступления от этого принципа быть не может.
23 декабря 2024 г. Центральная избирательная комиссия зарегистрировала 5 кандидатов в Президенты Республики Беларусь:
Александра Григорьевича Лукашенко;
Сергея Александровича Сыранкова (1983 года рождения, первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Беларуси, главный редактор учреждения «Редакция газеты «Коммунист Беларуси);
Александра Николаевича Хижняка (1978 года рождения, директор Научно-проектного республиканского унитарного предприятия «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬТВА», председатель Республиканской партии труда и справедливости»);
Олега Сергеевича Гайдукевича (1977 года рождения, заместитель Председателя Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, председатель Либерально-демократической партии Беларуси);
Анны Анатольевны Канопацкой (1976 года рождения, индивидуальный предприниматель, руководитель учреждения «Общественный центр законодательных инициатив»).
Среди кандидатов – наш Батька, А.Г.Лукашенко – единственный кандидат, который всей своей жизнью доказал, что «Любимую не отдают!».
Сегодня мы вместе с ним уверенно идем к новым целям и достижениям, а он – оправдывая доверие людей, как настоящий лидер, верен своему народу и своим принципам.
О МЕРАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РЕГИСТРАЦИЮ НА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАХ, ПРИЗНАННЫХ ЭКСТРЕМИСТСКИМИ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Материал подготовлен
Управлением Следственного комитета Республики Беларусь
по Гродненской области
С развитием сферы информационно-коммуникационных технологий возросло число угроз и противоправных деяний, в том числе экстремистской направленности, совершаемых с использованием сети Интернет. В настоящее время злоумышленниками совершенствуются формы и методы осуществления преступной деятельности, а совершая их в глобальной сети нарушители закона рассчитывают на то, что останутся безнаказанными и смогут избежать ответственности. Однако, благодаря должному уровню взаимодействия правоохранительных структур, раскрыто множество таких преступлений.
На основании Закона Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» Следственный комитет является субъектом противодействия экстремизму и осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших преступления, связанные с экстремизмом, в соответствии с законодательными актами.
В постэлекторальный период (с 09.08.2020 по настоящее время) уполномоченными органами Гродненской области, в том числе территориальными следственными подразделениями УСК возбуждено более 3200 уголовных дел о преступлениях экстремисткой направленности, установлена причастность к совершению в регионе преступлений экстремистской направленности более 800 лиц, уголовные дела в отношении более 590 следственными подразделениями переданы прокурорам для направления в суд.
Экстремизм – это одно из наиболее опасных явлений безопасности мирового сообщества, представляющих угрозу для всего общества, как совершаемыми преступлениями, так и разрушением общепризнанных норм морали, прав и человеческих ценностей, представляющих собой некий своеобразный способ разрешения социальных противоречий, сложившихся в тех и или иных областях общественной жизни.
Несмотря на то, что понятие «экстремизм» широко используется средствами массовой информации, в своем большинстве граждане имеют очень слабое, размытое представление об этом, в том числе и потому, что уже долгие годы живем в мирной стране. Экстремизм сегодня все более грозно заявляет о себе, нарушая важнейшие права человека: на жизнь, свободу, безопасность.
Сегодня самым распространённым средством общения и обмена информацией между людьми, находящимися в различных точках планеты, являются Интернет и социальные сети, которые стали неотъемлемой частью жизни современного общества. Их легкодоступность, анонимность и быстрота передачи привлекает к себе людей. Вместе с тем, блуждая на просторах Интернета, мы порой не задумываемся над тем, что за репост какой-либо картинки, материала могут наступить негативные последствия.
Для того, чтобы негативные последствия не наступили, следует понимать, что собой представляет экстремистская деятельность (экстремизм):
Согласно ст. 1 Закона, экстремизм (экстремистская деятельность) - деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства либо политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, в том числе иностранных или международных организаций или их представительств, формирований и индивидуальных предпринимателей по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность путем:
насильственного изменения конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь;
захвата или удержания государственной власти неконституционным путем;
создания экстремистского формирования либо участия в экстремистском формировании;
содействия осуществлению экстремистской деятельности, прохождения обучения или иной подготовки для участия в такой деятельности;
распространения в этих целях заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, дискредитирующих Республику Беларусь;
оскорбления в этих целях представителя власти в связи с исполнением им служебных обязанностей, дискредитации органов государственной власти и управления;
создания в этих целях незаконного вооруженного формирования;
осуществления террористической деятельности;
разжигания расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды, вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы, в том числе совершения в указанных целях противоправных деяний против общественного порядка и общественной нравственности, порядка управления, жизни и здоровья, личной свободы, чести и достоинства личности, имущества;
организации и осуществления массовых беспорядков, актов вандализма, сопряженных с повреждением или уничтожением имущества, захвата зданий и сооружений, иных действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активного участия в них по мотивам расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды, вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы;
совершения в этих целях незаконных действий в отношении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
распространения экстремистских материалов, а равно изготовления, издания, хранения или перевозки таких материалов в целях распространения;
реабилитации нацизма, пропаганды или публичного демонстрирования, изготовления, распространения нацистской символики и атрибутики, а равно хранения или приобретения такой символики или атрибутики в целях распространения;
воспрепятствования законной деятельности государственных органов, в том числе Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательных комиссий, комиссий по референдуму, комиссий по проведению голосования об отзыве депутата, а также законной деятельности должностных лиц этих органов, комиссий, совершенного с применением насилия, угрозы его применения, обмана, подкупа, а равно применения насилия либо угрозы насилием в отношении близких указанных должностных лиц в целях воспрепятствования их законной деятельности или принуждения к изменению характера такой деятельности либо из мести за исполнение ими служебных обязанностей;
финансирования экстремистской деятельности;
публичных призывов к организации или проведению в этих целях незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения, либо вовлечения лиц в участие в таких массовых мероприятиях путем насилия, угрозы применения насилия, обмана или выплаты вознаграждения, либо иной организации или проведения таких массовых мероприятий, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере;
публичных призывов к вышеуказанным действиям, а также публичное оправдания таких действий.
Экстремистские материалы - символика и атрибутика, информационная продукция (печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, плакаты, портреты, транспаранты и иная наглядная агитация, рекламная продукция), предназначенные для публичных демонстрации, использования и распространения, либо распространенные любым способом в целях вовлечения в экстремистскую деятельность и ее пропаганды и признанные экстремистскими материалами по решению суда.
Список материалов, признанных экстремистскими, постоянно актуализируется, и с ним каждый гражданин может ознакомиться на сайте Министерства информации Республики Беларусь. Руководители и создатели экстремистских телеграм-каналов, телеграм-чатов, после того, как их признают экстремистским формированием, вместе с аудиторией могут попасть под уголовную ответственность.
Подписка на экстремистские каналы – это элемент популяризации, распространения экстремистской информации. Вместе с тем, сотрудники правоохранительных органов на сегодняшний день могут установить личность практически любого пользователя, современные компьютерные программы позволяют это сделать. Следует отметить, что с целью профилактики совершения преступлений экстремисткой направленности сотрудниками правоохранительных органов контролируются различные Интернет-ресурсы, в том числе и домовые чаты.
За распространение, изготовление, хранение, перевозку информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст.19.11 КоАП Республики Беларусь (распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность).
Справочно:
ч. 1 ст. 19.11 КоАП - распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции,
влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, на индивидуального предпринимателя - от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а на юридическое лицо - от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения;
ч. 2 ст. 19.11 КоАП - распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции,
влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя —наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо - от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.
В 2021 году к административной ответственности по указанной статье ОВД Гродненской области привлечено 57 граждан. В 2024 году на территории области зарегистрировано 1837 административных правонарушений по ст. 19.11 КоАП, привлечено к ответственности по указанной статье 1804 лица.
Справочно:
В феврале 2024 года жительница г. Гродно, являясь пользователем социальной сети «Одноклассники», с целью распространения на своей странице хранила информационную продукцию, включенную в республиканский список экстремистских материалов. За совершенное административное правонарушение подвергнута административному взысканию в виде штрафа в размере 1 200 рублей.
В апреле 2024 житель Гродненского района, являясь пользователем телеграм-канала «К…», с целью распространения на своем телефоне хранил информационную продукцию, включенную в республиканский список экстремистских материалов. За совершенное административное правонарушение подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 1 200 рублей с конфискацией мобильного телефона.
Как правило, по указанной статье привлекаются лица, распространяющие в глобальной компьютерной сети «Интернет» (мессенджерах «Вайбер», «Телеграмм» и др.) информацию с телеграм-каналов и иных источников, признанных экстремистскими (NEXTA, Беларусь головного мозга, и др., полный перечень которых определен Министерством информации Республики Беларусь), либо хранящие указанную информацию с целью ее распространения.
В соответствии со ст.38 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ), в средствах массовой информации, на Интернет-ресурсах запрещено распространение: информации, направленной на пропаганду войны, экстремистской деятельности или содержащей призывы к такой деятельности, порнографии, насилия и жестокости, в том числе пропагандирующей или побуждающей к самоубийству, другой информации, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь или запрещено настоящим Законом, иными законодательными актами; гиперссылки на информационные сообщения и (или) материалы, содержащие информацию, распространение которой в средствах массовой информации, на Интернет-ресурсах запрещено.
Законодательство Республики Беларусь постоянно совершенствуется, при появлении новых угроз безопасности страны вводится соответствующая ответственность в уголовный закон. Так, в период с 2016 по 2021 год Уголовным Кодексом Республики Беларусь предусмотрена ответственность за ряд преступлений экстремистской направленности, которые раньше не были криминализированы. В частности, введена ответственность за:
Статья 361-1. Создание экстремистского формирования либо участие в нем
1. Создание экстремистского формирования, а равно формирования, деятельность которого направлена на реабилитацию нацизма, либо руководство таким формированием или входящим в него структурным подразделением -
наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом или без штрафа.
2. Те же деяния, совершенные повторно либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, –
наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от шести до десяти лет со штрафом или без штрафа.
3. Вхождение лица в состав экстремистского формирования в целях совершения преступления экстремистской направленности (участие в экстремистском формировании) –
наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа.
Статья 361-2. Финансирование экстремистской деятельности
1. Предоставление или сбор денежных средств, ценных бумаг либо иного имущества, в том числе имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, любым способом для заведомого обеспечения экстремистской деятельности, деятельности, направленной на реабилитацию нацизма, –
наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом или без штрафа.
2. Те же деяния, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, –
наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом.
Вместе с тем следует отметить, что лицо, совершившее финансирование экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности по настоящей статье, если оно своевременно заявило о содеянном и (или) иным образом способствовало предотвращению или выявлению этого преступления.
Статья 361-3. Участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании или вооруженном конфликте, военных действиях, вербовка либо подготовка лиц к такому участию.
1. Участие гражданина Республики Беларусь или постоянно проживающего в Республике Беларусь лица без гражданства на территории иностранного государства в вооруженном формировании одной из противоборствующих сторон, а равно участие в вооруженном конфликте, военных действиях без уполномочия государства и при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 133 настоящего Кодекса, –
наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом или без штрафа.
2. Вербовка, обучение, иная подготовка либо использование граждан Республики Беларусь или постоянно проживающих в Республике Беларусь лиц без гражданства для участия на территории иностранного государства в вооруженном формировании одной из противоборствующих сторон, в вооруженных конфликтах, военных действиях, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 132 настоящего Кодекса, –
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом или без штрафа.
Статья 361-4. Содействие экстремистской деятельности
1. Вербовка, иное вовлечение лица в экстремистскую деятельность, обучение, а равно иное содействие экстремистской деятельности, –
наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа.
2. Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, –
наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом или без штрафа.
Статья 361-5. Прохождение обучения или иной подготовки для участия в экстремистской деятельности
Прохождение лицом обучения или иной подготовки, заведомо для обучающегося имеющих целью его последующее участие в экстремистской деятельности, –
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа.
Статья 369-1. Дискредитация Республики Беларусь
Распространение заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, деятельности государственных органов, Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, военизированных организаций, дискредитирующих Республику Беларусь, совершенное в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет, направленное на причинение существенного вреда государственным или общественным интересам, –
наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа.
Статья 369-2. Использование иностранной безвозмездной помощи в нарушение законодательства Республики Беларусь
Использование иностранной безвозмездной помощи для осуществления террористической и иной экстремистской деятельности или других деяний, запрещенных законодательством Республики Беларусь, либо финансирования политических партий, союзов (ассоциаций) политических партий, подготовки или проведения выборов, референдумов, отзыва депутата, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, организации или проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовления или распространения агитационных материалов, проведения семинаров или других форм политической и агитационно-массовой работы среди населения, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –
наказывается штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет.
Статья 369-3. Публичные призывы к организации или проведению незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях
Публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения, либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях путем насилия, угрозы применения насилия, обмана или выплаты вознаграждения, либо иная организация или проведение таких массовых мероприятий, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 293 и 342 настоящего Кодекса, –
наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
Как видим, на законодательном уровне предусмотрена повышенная ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности.
Справочно.
Следственным управлением УСК передано прокурору для направления в суд уголовное дело в отношении К., 1993 г.р., по 11 составам преступлений экстремистской направленности.
Расследованием установлено, что обвиняемая в период с 2020 по 2023 год оказывала содействие экстремистским формированиям путем дачи интервью, содержащих ложную информацию о политическом и правовом положении граждан в Республике Беларусь, деятельности органов государственной власти и управления, системы здравоохранения, правоохранительных органов и судов; руководила экстремистским формированием, деятельность которого была направлена на обоснование и утверждение необходимости совершения противоправных действий, в том числе применения насилия, высказывания угроз применения насилия, уничтожения и повреждения имущества, распространения клеветнических и оглашения иных сведений, которые гражданин желает сохранить в тайне, в отношении сотрудников органов внутренних дел, судей, осуществляющих правосудие, должностных лиц государственных органов, лиц, выполняющих общественный долг по охране общественного порядка, пресечению правонарушений и защите действующего государственного конституционного строя, сотрудников средств массовой информации, иных лиц, защищающих в пределах своей деятельности действующий конституционный строй Республики Беларусь и активно выступающих за его сохранение, образующих относительно устойчивую общность, имеющую общие социально значимые признаки, основанные на роли в общественной и политической жизни, принадлежности к определенной профессии и социально-политическим взглядам; осуществляла незаконные сбор и распространение информации о частной жизни сотрудников правоохранительных органов без их согласия; оскорбления представителей власти и судей в сети Интернет в связи с выполнением ими служебных обязанностей и осуществлением правосудия; распространяла клеветнические сведения в отношении Президента Республики Беларусь и его оскорбления.
По совокупности К. назначено наказание в виде лишения свободы на срок 9 лет (приговор вступил в законную силу).
За совершение в сети Интернет преступлений экстремисткой направленности (8 эпизодов) к 4 годам 6 месяцам лишения свободы со штрафом в размере 100 базовых величин и конфискацией средств совершения преступлений осужден житель г. Гродно К., который в различных общедоступных каналах (чатах) мессенджера «Telegram» размещал публикации, содержащие оскорбления представителей власти, судей, Президента Республики Беларусь, выражающие пренебрежительное отношение к Государственному флагу Республики Беларусь, а также направленные на возбуждение национальной и иной социальной вражды и розни к сотрудникам правоохранительных органов и силовых структур, суда, военнослужащим, депутатам областного совета, работникам различных государственных предприятий, государственных средств массовой информации, государственным служащим, представителям власти, членам партий, общественных объединений, избирательных комиссий, лицам, поддерживающим действующего Президента Республики Беларусь и действующую в Республики Беларусь политическую власть, русским, лицам кавказкой, арабской национальности, жителям Российской Федерации, мигрантам и иным группам лиц (приговор вступил в законную силу).
Профилактика экстремизма и терроризма – это не только задача государства, но и задача каждого гражданина. Достижение данных задач должно быть обеспечено совместными усилиями при продуктивной профилактической деятельности, направленной на повышение правовой культуры и нравственного воспитания граждан.
БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕЧНОГО ОТОПЛЕНИЯ. АПИ. БЕЗОПАСНОСТЬ ЗИМНИХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ
(ГОРКИ, ТЮБИНГИ, ЛЕД)
Материал подготовлен
учреждением «Гродненское областное управление
МЧС Республики Беларусь»
В 2024 году на территории Гродненской области произошло 684 пожара (2023 – 670 пожаров), на пожарах обнаружены погибшими 54 человека (2023 году – 63 человека из них 2 детей).
Безопасность печного отопления
В прошлом году в области произошло 135 пожаров по причине нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации и устройстве печей и теплогенерирующих устройств.
С наступлением холодной погоды значительно увеличивается количество огненных происшествий, возникающих из-за нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации печного отопления. И виной тому – человеческая беспечность. Кто-то понадеялся, что эту зиму печь выдержит без ремонта, а кто-то пренебрег правилами пользования – забыл закрыть топку или перекалил.
*** 4 января текущего года гродненские спасатели выезжали на улицу Лапенковскую в областном центре, где на частном подворье горел дачный дом.
Работники МЧС ликвидировали пожар. Огнем уничтожена кровать, закопчены стены и потолок. Предполагаемая причина пожара – размещение кровати вблизи с печью.
*** Вероятнее всего, причиной возгорания в дачном доме в деревне Марковцы Сморгонского района, также стало нарушение правил устройства печи. 6 января текущего года взволнованная пенсионерка сообщила спасателям о том, что горит ее дом. В считанные минуты работники МЧС прибыли к месту вызова и ликвидировали пожар. Огнем повреждена межкомнатная стена. Хозяйка не пострадала.
Чтобы не допустить пожара в доме, нужно содержать печное отопление в порядке, согласно нормам и правилам пожарной безопасности. Во-первых, печь должна иметь самостоятельный фундамент. Между стенками печи и деревянными конструкциям должен оставаться воздушный промежуток - отступка. Во-вторых, в печи не должно быть трещин и щелей, а дымоход должен иметь хорошую тягу и быть побелен известковым раствором. Делается это для того, чтобы на белом фоне можно было заметить появляющиеся со временем трещины. Во избежание образования трещин в кладке, требуется своевременная очистка дымохода от сажи. В-третьих, печь и дымовая труба в местах соединения с деревянными перекрытиями во избежание их возгорания должны иметь утолщение кирпичной кладки или разделку. Чтобы случайно выпавшие горящие угли не привели к пожару, прибейте перед топкой на деревянном полу металлический лист.
Топить печь рекомендуется два-три раза в день не более чем по полтора часа. Это позволит избежать ее перекала. Топку прекращайте не менее чем за 2 часа до сна. За это время дрова успеют перегореть, и можно будет закрыть дымоход. Ни в коем случае не используйте при растопке легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Также не оставляйте открытыми топочные дверцы и топящуюся печь без присмотра – это прямой путь к пожару. Одежду, мебель, дрова и другие горючие материалы следует хранить на безопасном расстоянии от печи.
Золу и перегоревшие угли, перед тем как выбросить, следует пролить водой до полного прекращения тления.
Не стоит забывать и об опасности отравления угарным газом. Чтобы не допустить трагедий регулярно проверяйте исправность отопительных приборов – печей, каминов и котлов. Очищайте дымоходы от сажи не реже, чем раз в год. Если вы топите печь, ни в коем случае не закрывайте заслонку, когда угли еще красные. Это значит, что процесс горения еще не закончился, соответственно, угарный газ еще выделяется. Закрыв заслонку, угарный газ не будет уходить в трубу, а останется внутри помещения.
АПИ
В прошлом году на Гродненщине зафиксировано 15 фактов положительной сработки автономных пожарных извещателей.
*** 9 декабря прошлого года житель деревни Ровбишки Вороновского района сообщил спасателям о том, что горит соседский дом. Четыре пожарных расчета немедленно направились по указанному адресу. Когда работники МЧС прибыли к месту вызова, внутри деревянного строения было задымление. Как рассказала 83-летняя хозяйка, она услышала сработку автономного пожарного извещателя и стала звать на помощь. Сосед, отреагировав крик пенсионерки, вошел в строение и обнаружил, что в одной из комнат горела стена около печи. Мужчина притушил горение ведром воды, помог хозяйке выйти на улицу и вызвал МЧС. Спасатели проверили строение, убедились в невозможности повторного возгорания. Огнем повреждена стена, закопчено имущество в доме. Причина пожара устанавливается. По одной из версий, к возгоранию могло привести нарушение правил эксплуатации печей, теплогенерирующих агрегатов и устройств – трещина в корпусе печи.
Большинство пожаров с трагическим исходом происходит, когда человек спит. Пожар опасен, прежде всего, высокой температурой и сильным задымлением. Спящий человек вдыхает дым, который содержит большой перечень токсичных веществ, что опасно и может привести к смерти в течение нескольких минут.
Наличие в доме или квартире автономных пожарных извещателей существенно повышает возможность раньше узнать о пожаре, принять соответствующие меры и избежать печальных последствий. Это касается не только самих жильцов, но и тех, кто проживает по соседству.
*** 4 ноября прошлого года жительница деревни Долгая Щучинского района сообщила спасателям о том, что на соседском подворье горит жилой дом.
Сельчанка рассказала, что услышала звук сработавшей пожарной сигнализации и обнаружила, что из дома соседа выбивались клубы дыма. Когда работники МЧС прибыли к месту вызова, внутри деревянного строения было плотное задымление. В одной из комнат работники МЧС обнаружили 59-летнего хозяина, вывели его на чистый воздух и передали бригаде скорой медицинской помощи.
В состоянии средней степени тяжести медработники госпитализировали спасённого в учреждение здравоохранения. Спасатели ликвидировали пожар. Огнем повреждена кровать, постельные принадлежности, закопчены стены и потолок в доме. По предварительной версии, к возгоранию привело неосторожное обращение с огнем при курении.
Автономный пожарный извещатель устанавливается в жилых помещениях на потолке на расстоянии не менее 1 м от осветительных приборов и 0,5 м от стены. Мигающий сигнал светодиода красного цвета свидетельствует о его исправности и нахождении в дежурном режиме работы. Подача прерывистого короткого звукового сигнала (каждые 30 секунд) свидетельствует о необходимости замены элемента питания. Обслуживание АПИ проводится в соответствии с технической документацией на извещатель. Не реже одного раза в месяц устройство необходимо очищать от пыли.
Безопасность зимних развлечений (горки, тюбинги, лед)
Зима – это время повышенного травматизма и виной всему не только гололед, использование пиротехники, но и вполне мирные забавы – катание с горок. В последние годы все большую популярность приобретают надувные санки (тюбинги) вытесняя со склонов и горок деревянные и пластиковые санки.
В отличие от санок, тюбинги способны развивать большую скорость, но при этом они абсолютно неуправляемы и не оборудованы тормозным устройством. Кататься на них рекомендуется на склонах с уклоном не больше 20 градусов. Прежде чем начать спуск по неподготовленной трассе, осмотрите ее на предмет наличия ям, бугров, торчащих кустов, камней. Внизу склона должно быть достаточно места для торможения. Тюбинги развивают большую скорость, поэтому на склоне обращайте внимание на других катающихся. Перед началом спуска убедитесь, что перед вами нет никого из катающихся, особенно детей.
Не следует перегружать тюбинг. В характеристиках каждой модели указан максимально допустимый для нее вес. Кататься на таких санках следует сидя. Ни в коем случае не привязывайте надувные санки к транспортным средствам: снегоходам, квадроциклам, автомобилям и т.д.
Ежегодно тонкий лед становится причиной трагических происшествий. Чаще всего участниками оказываются рыбаки, выходящие на свой страх и риск на непрочный и коварный лед. Человеку достаточно провести 15 минут в холодной воде, чтобы получить переохлаждение организма несовместимое с жизнью.
*** 7 января сенненские спасатели выехали на помощь тонущему человеку на озере Серокоротня вблизи деревни Рябцево (Витебская область). Прибыв к месту, спасатели обнаружили, что на расстоянии около 20 метров от берега в полынье находится человек. Работники МЧС при помощи спасательной доски и веревки добрались до полыньи и извлекли мужчину 1950 года рождения, доставили на берег и передали бригаде скорой медицинской помощи. После осмотра спасенный был госпитализирован.
Выяснилось, что мужчина приехал на озеро на рыбалку. В какой-то момент пенсионер провалился под лед, но благодаря спасательному жилету ему удалось удержаться на плаву до приезда спасателей. К слову, толщина льда на месте происшествия составляла 3 см.
Избежать неприятностей можно, если соблюдать меры личной безопасности.
Безопасным считается лед зелёного или голубовато-зелёного цвета толщиной не менее 7 см. Грязный или буро-серый лед обычно уже подтаявший и непрочный.
Особое внимание следует уделить обучению правилам безопасного поведения детей. Ни в коем случае не отпускайте ребят одних на замёрзшие водоёмы. Нельзя наступать на лёд, если он покрыт снегом, так как можно наткнуться на проруби. Запрещайте ходить на водоёмы с наступлением перепадов температуры, прыгать на отделившуюся льдину.
Если всё-таки лёд не удержал и треснул, и человек оказался в воде, то он должен знать, как действовать в такой ситуации. Оказавшись в полынье, старайтесь не уходить под воду с головой. Передвигайтесь к тому краю, откуда идет течение. Постарайтесь налечь грудью на край льда и, закинув ногу, выбраться на лед. Даже если лед обламывается, не оставляйте попыток. Когда основная часть туловища окажется на льду, отползите или откатитесь подальше от полыньи. Медленно и осторожно ползите до безопасного места, возвращайтесь обратно по своим следам. Выбравшись на сушу, снимите и отожмите промокшую одежду. Двигайтесь и делайте силовые упражнения, разведите костер. Вызывайте скорую помощь.
При спасении человека, оказавшегося в ледяном плену, действуйте решительно, но осторожно, чтобы спасать не пришлось двоих. Подбадривайте спасаемого. При этом приближаться к нему следует лёжа ползком. Спасательный предмет (лестницу, доску, шест, веревку) подавайте с расстояния 3-4 метров. Если спасателей несколько, то лучше образовать цепочку, удерживая друг друга за ноги. До прибытия МЧС разведите костер и обогрейте пострадавшего, постарайтесь найти ему сухую одежду.
Только при соблюдении этих несложных правил можно быть уверенными, что зимний отдых будет проходить благополучно.
2015 © Коммунальное производственное унитарное предприятие "Мостовская сельхозтехника"
новости района новости области афиша рубрика "было-стало"
Анонсы_мероприятий Доска почета Общественные организации(обновляется) Электронные_обращения